Прошедший год для многих жителей Свердловской области запомнился провалом капитального ремонта многоквартирных домов. Из запланированных 1,5 тыс. объектов были отремонтированы только 134. Несмотря на неудачу, чиновники решили повысить планку в 2016 году — до 1,7 тыс. домов. Как заверяют в министерстве энергетики и ЖКХ региона, перед новым сезоном капремонта была проведена работа над ошибками. Однако непонятно каким образом областные власти будут возвращать подорванное доверие к региональному оператору. Кроме того, областной фонд капремонта после ухода Александра Караваева фактически остается обезглавленным.
Напомним, что по итогам 2015 года провал капремонта признали власти как на региональном, так и на федеральном уровнях. Так, замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, проинспектировав Свердловскую область, назвал ситуацию с реализацией программы в регионе «саботажем». Министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов, в свою очередь, назвал результаты работ неудовлетворительными. В то же время глава областного ведомства попытался хоть как-то сгладить негативный эффект от провала проекта.
«Это не такая уж и маленькая цифра (134 дома — прим. ред.). Такой объем работ никогда не осуществлялся прежде без бюджетных средств», — резюмировал Николай Смирнов на сегодняшнем брифинге.
Ответственность за провал программы жильцы домов и прокуратура потребовали возложить на бывшего директора регионального оператора Александра Караваева. В конце января 2016 года он написал заявление об увольнении. Однако до настоящего времени так и не понес никакого наказания. Свердловские чиновники, в свою очередь, обвинили в саботаже органы местного самоуправления. Однако из числа глав муниципалитетов по инициативе МинЖКХ региона также никто не был наказан.
В текущем году перед областными властями встал вопрос о том, как вернуть программе доверие. В этой связи чиновники провели ряд изменений, которые, на их взгляд, должны исправить ситуацию. Результаты этой работы над ошибками были представлены сегодня.
Во-первых, до конца марта 2016 года по всем муниципалитетам Свердловской области планируется провести конкурсы на поиск подрядчиков. Таким образом, по расчетам областных властей, работы должны начаться летом. Сами лоты будут сокращены. Если в 2015 году отторговывались сразу по несколько десятков домов, то в текущем году — по 4-10 домов. По словам главы Общественного совета при региональном МинЖКХ Сергея Полыганова, эта мера должна убрать из процесса субподрядчиков. Впрочем, крупные лоты будут сохранены для больших организаций.
Также для отбора подрядчиков будут учреждены специальные комиссии, куда войдут общественники, депутаты и представители органов местного самоуправления. Сами работы по капремонту будут разбиты на этапы. За неисполнение одного из них с организацией будет расторгнут контракт.
Вместе с тем глава регионального МинЖКХ области признал, что все эти меры не дают полную гарантию защиты от недобросовестных подрядчиков.
Примечательна в новой схеме и система контроля за проведением работ. Непосредственно региональный оператор этим заниматься не будет. Для надзора областной фонд будет нанимать специальные организации. Чиновники при этом не уточнили, сколько средств на это понадобится и откуда их возьмут. Как известно, расходы регионального оператора финансируются из областного бюджета. Также не было уточнено, на каких условиях будут нанимать ревизоров.
Отметим, что в прошлом году проверку капремонта проводили сами сотрудники областного фонда. Однако еще в конце 2015 года Александр Караваев жаловался, что за его подчиненными нужен дополнительный контроль. На эти цели бывший чиновник просил у депутатов свердловского Заксобрания дополнительные средства из бюджета.
После проведенных изменений руководство региона рассчитывает в текущем году полностью выполнить запланированный объем работ на 1,7 тыс. объектах. Однако специалисты в области строительного рынка оценивают шансы на успешное выполнение программы как крайне низкие.
Во-первых, как указывают эксперты, проведенные меры направлены на устранение симптомов, а не системных ошибок проекта. Областным чиновникам неоднократно указывали на то, что муниципалитеты отстранены от участия в программе и не могут влиять на подрядчиков или областной фонд. Специалисты неоднократно выступали за полную передачу полномочий в этой сфере органам местного самоуправления. Допуск местных администраций к отбору подрядчиков полностью проблему так и не решает.
Во-вторых, до сих пор непонятно кто и как будет осуществлять контроль за работами в домах. Наемные организации, как полагают эксперты, должны создать видимость независимых проверок. Однако в прозрачности самого отбора ревизоров сомневаются — на примере прошлогодних торгов по подрядным организациям. Например, у свердловских депутатов появлялись вопросы, когда победителями конкурсов становились компании, имеющие отношение к однопартийцам Караваева из «Справедливой России».
В-третьих, как признают в областном МинЖКХ, до настоящего времени уровень информированности населения о самой программе оставляет желать лучшего. Так, в прошлом году департамент государственного жилищного и строительного надзора региона зафиксировал поток жалоб на взимание взносов. Также жители домов обращали внимание ведомства на то, что они не успели провести собрание жильцов для создания собственных спецсчетов. В настоящее время отдельный депозит для сборов в Свердловской области имеют всего 5% от общего количества домов. Да и результаты прошлого года всерьез подорвали доверие к самому проекту.
«В прошлом году нам не удалось показать, что программа заработала», — резюмировал Николай Смирнов.
Наконец, на сегодняшний день остается открытым вопрос с преемником Александра Караваева на посту главы регионального оператора. Новый конкурс на эту должность пройдет в начале марта. При этом специалисты сомневаются, что новые условия Минстроя РФ могут помешать провести в областной фонд капремонта некомпетентного специалиста. Сам Караваев впоследствии признавал, что попал на эту работу после предложения от губернатора Свердловской области. Этот факт также вызывает вопросы к прозрачности проведения конкурса.
В сложившихся условиях эксперты не исключают, что и по итогам 2016 года областным властям придется проводить работу над ошибками. То же самое может повториться и в последующие годы.
УрБК будет следить за развитием событий.