Статьи
16.06.2014

Подвести черту: «Турпомощь» внесла свою долю в общий хаос российского туристического рынка

Подвести черту: «Турпомощь» внесла свою долю в общий хаос российского туристического рынкаПросуществовав всего год на туристическом рынке, ассоциация «Турпомощь» не просто не решила поставленных перед ней задач, но и создала дополнительные сложности, считают эксперты. Доказательств эффективности ее существования они пока не видят, зато есть свидетельство того, что она не всем пришлась по душе. Кроме того, специалисты «Турпомощи» вынуждены были признать, что подвергли риску клиентов более 300 российских операторов, лишив эти компании разрешения на работу за нарушение устава «Турпомощи». В этом году их туристы в случае непредвиденных обстоятельств окажутся без государственной поддержки и вынуждены будут лететь отдыхать, как заявили работники ассоциации, «на свой страх и риск».

Напомним, что данная ассоциация была создана для того, чтобы оказывать экстренную помощь российским туристам, находящимся за рубежом на отдыхе, в случаях невозможности исполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. Туроператоров обязали вступить в «Турпомощь», при этом они должны были заплатить взнос в размере 100 тыс. руб., а затем каждый год отчислять в фонд «Турпомощи» 0,1% от оборота компании.

В этом году 333 компании не предоставили вовремя данные о наличии финансового обеспечения на новый срок. Эту информацию туроператоры должны были направить в Ростуризм до 1 июня. В результате они были исключены из единого федерального реестра туроператоров. Теперь эти компании не вправе осуществлять свою профессиональную деятельность. Соответствующий приказ от 3 июня 2014 года опубликован на сайте Росреестра.

«Возможно, компании, которые были исключены из ресстра, сейчас находятся на стадии переоформления своих финансовых гарантий. Если они эти действия не производят, значит, они осуществляют свою деятельность незаконно. Туристы, которые у них приобрели путевки, вправе потребовать у них возврат своих средств. Если все оплачено, то можно попробовать съездить в отпуск на свой страх и риск. Но на таких туристов не будет распространяться государственная защита в том случае, если компания обанкротится. Например, если окажется, что у вас не оплачен отель и обратный билет, наша ассоциация не сможет вам оказать помощь и эвакуировать вас. Это, во-первых, а, во-вторых, если окажется, что ваши билеты были не оплачены оператором, вы не сможете получить назад свои денежные средства», — пояснили ситуацию в ассоциации «Турпомощь».

Таким образом, клиенты более 300 российских туропраторских компаний оказались вне зоны действия государственной защиты. Получается, что вместо того, чтобы помогать туристам, которые не по своей воле оказались за границей в сложной ситуации, «Турпомощь» только увеличила их риски, так кардинально решив вопрос с задержкой документов в самом разгаре туристического сезона.

Участники рынка признают, что за год существования «Турпомощи» так и не увидели доказательств эффективности ее работы и как регулятора рынка, и как гаранта безопасности для туристов.

«Данная ассоциация, несомненно, не относится к структурам, у которых получается хоть как-то регулировать рынок. Да и самого туристического рынка как такового у нас тоже пока не сложилось. Членство в «Турпомощи» не может являться стопроцентным свидетельством защищенности туриста, так как многие достаточно крупные операторы работают без финансовых гарантий, находясь при этом под крылом этой ассоциации. Что касается случаев спасения российских туристов «Турпомощью» в сложных ситуациях, то они мне не известны», — заявил директор туристической операторской компании «Натали Турс» Олег Хиггер.

Президент информационно-туристического центра Свердловской области Вадим Виннер пояснил, что бесполезность «Турпомощи» в экстренных ситуациях объясняется самим механизмом ее работы. Дело в том, что оказание финансовой поддержки туристу осуществляется только тогда, когда происходит банкротство туроператора или доказана его неспособность исполнять свои обязательства в связи с финансовыми затруднениями. Туристы столкнулись с тем, что для получения денежных средств в экстренной ситуации «Турпомощь» должна собрать наблюдательный совет, который будет работать 3 дня, а помощь чаще всего необходима в течение суток.

Между тем эта ассоциация существует за счет взносов своих членов, которые вынуждены были вступить в нее под угрозой лишения лицензии на работу. Многие из них открыто выступили против ее существования еще на стадии обсуждения проекта, однако она все равно была создана. Крайним сроком вступления в данную организацию было обозначено 4 мая 2013 года. Два месяца назад в России начала работу инициативная группа (ИГ) туроператоров «Безтурпомощь». В нее вошли 65 компаний, не желающих поддерживать «Турпомощь». Стоит отметить, что группа оказалась настолько популярна среди профессионального сообщества, что правительство вынуждено было пойти с ней на диалог.

Врио руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов провел рабочую встречу с представителями данной ИГ.

Однако несмотря на протесты участников рынка, представители государственной власти явно намерены и далее продвигать эту идею. Олег Хиггер отметил, что в последнее время государство продемонстрировало достаточно сильное желание регламентировать отрасль и, скорее всего, пойдет по этому пути и дальше.

В опубликованной на сайте Ростуризма «Стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года» (утверждена правительством 31 мая) в главе 5 «Комплексное обеспечение безопасности туристской деятельности» предлагается ввести обязательный институт компенсационного фонда для операторов внутреннего и внешнего туризма. Фонд будет использоваться в случаях, «когда речь идет о недобросовестной деятельности туроператора или турагента, несвоевременной оплате контрагентам, которая приводит к финансовым потерям поставщиков туристских услуг, входящих в туристский продукт». Таким образом, операторы внутреннего туризма, скорее всего, должны будут создать свою «Турпомощь».

Участники рынка внутреннего и въездного туризма предположили, что эта инициатива со стороны государства приведет только к удорожанию путевок, но на сам рынок никак не повлияет.

«Я не сталкивался с деятельностью «Турпомощи» и не слышал о ее достижениях, хотя стараюсь быть в курсе новостей туризма. Что касается создания подобной организации для операторов по внутреннему туризму, то, скорее всего, она приведет только к удорожанию путевок», — заявил директор турфирмы «Визит Екатеринбург» Александр Клокунов.

В заключение стоит отметить, что «Турпомощь» была создана вопреки мнению многих туроператоров. Со временем их сопротивление этой идее только усилилось. Однако эксперты вынуждены констатировать факт того, что чиновники от подобных проектов не только не откажутся, но и продолжат претворять их в жизнь. Насколько продуктивна будет эта работа, покажет время, но пока коэффициент полезной деятельности «Турпомощи», судя по отзывам участников рынка, близок к нулю.

Татьяна Юстус
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
29.04.2014 Ассоциация туристических операторов «Турпомощь» обнародовала список неплательщиков членских взносов по итогам 2013 года

УрБК, Москва, 29.04.2014. Ассоциация туристических операторов «Турпомощь» назвала компании, которые не заплатили ...

24.07.2013 «Асент Трэвел» не сможет выплатить компенсации пострадавшим туристам

«Асент Трэвел» прекратила выплачивать компенсации туристам, так как средства у компании уже практически закончились. Об ...

04.06.2013 260 компаний исключены из Росреестра из-за отказа вступить в «Турпомощь»

УрБК, Москва, 04.06.2013. 260 туроператоров отказались вступать в «Турпомощь». В результате этого Росреестр лишил их ...

15.05.2013 Хотели как лучше: туроператоры считают «Турпомощь» бесполезной

Туристический рынок растет и развивается: с каждым годом желающих отдохнуть за границей становится все больше ...

14.05.2013 Информационно-туристический центр Свердловской области: новая схема помощи туристам показала полную неработоспособность

УрБК, Екатеринбург, 14.05.2013. Ассоциация «Ростурпомощь» не приносит реальной пользы туристическому рынку. Так, ею ...