VIP-Интервью
05.06.2014

Андрей Шленский: Грузоподъемность и межремонтный пробег — основные критерии инновационных вагонов

Фотография предоставлена сайтом www.uvz.ruС августа текущего года вступает в силу новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», в соответствии с которым существенно повысятся требования к надежности и безопасности вагонов для продления их срока службы. Производители ожидают, что собственники откажутся от старых вагонов в пользу новых и современных, увеличив тем самым долю инновационных вагонов в своем парке в два-три раза.

Корпорация «Уралвагонзавод» уже несколько лет работает над производством вагонов, имеющих увеличенную грузоподъемность и межремонтный пробег. О планах по выпуску инновационных вагонов и перспективах этой продукции на мировом рынке рассказал заместитель генерального директора по железнодорожной технике ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Андрей Шленский.


— Андрей Александрович, какие компании сегодня производят инновационные вагоны?

— В первую очередь я бы хотел отметить, что четкого и признанного всеми участниками железнодорожного рынка понимания, что означает термин «инновационный вагон», в настоящее время нет. Мы в корпорации «Уралвагонзавод» инновационными считаем только те вагоны, которые по своим техническим и эксплуатационным параметрам существенно превосходят существующие аналоги на тележках модели 18-100. Ключевыми критериями инновационности для нас являются увеличенная грузоподъемность и межремонтный пробег.

В прошлом году НП Объединение производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) совместно с Объединением вагоностроителей (ОВС) были сформулированы 8 критериев инновационности. Помимо повышенной грузоподъемности и пробега к критериям также были отнесены несколько специализированных коэффициентов, отражающих воздействие вагона на путь.

Данная совместная работа ОПЖТ и ОВС носила декларативный характер и не была официально «легализована» в виде какого-либо нормативного акта федерального уровня.

Во многом подход ОПЖТ и ОВС был поддержан Минпромторгом РФ, инициировавшим подготовку постановления правительства № 41 от 20 января 2014 года по стимулированию спроса на вагоны с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом. При покупке таких вагонов российские транспортные компании получают субсидию из федерального бюджета в форме частичной компенсации лизинговых платежей.

Поэтому если инновационными считать вагоны с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом, то помимо «Уралвагонзавода» такие вагоны разработаны еще на трех российских предприятиях — «Тихвинском вагоностроительном заводе», «Алтайвагоне» и «Промтрактор-Вагоне».

Еще одной очень важной формой стимулирования спроса на грузовые вагоны является получение скидки на железнодорожный тариф при эксплуатации вагонов.

Важно отметить, что в данном случае разработка всех нормативных документов осуществляется ОАО «РЖД» и дочерним научным институтом — ОАО «ВНИИЖТ», которое единолично осуществляет расчет величины скидки.

В настоящее время тарифные преференции ОАО «РЖД» распространяются только на вагоны Тихвинского завода.

— Когда вагоны, производимые корпорацией «Уралвагонзавод», будут признаны инновационными?

— Корпорация «Уралвагонзавод» уже более полутора лет ведет работу с ОАО «ВНИИЖТ» для получения скидки к железнодорожному тарифу на наш полувагон модели 12-196-01. Формально у нас уже есть положительное заключение ОАО «ВНИИЖТ» о признании нашего полувагона 12-196-01 инновационным. Руководство ВНИИЖТа это неоднократно подтверждало, в том числе на совещании у заместителя министра транспорта РФ Алексея Цыденова.

Однако мы до сих пор не можем прийти к единому мнению о величине скидки к железнодорожным тарифам, которая может быть получена при эксплуатации полувагонов модели 12-196-01.

В настоящее время не прекращаются переговоры между специалистами корпорации «Уралвагонзавод», ВНИИЖТа, РЖД, федеральных органов исполнительной власти. У меня нет сомнений, что уже в самое ближайшее время будет достигнут разумный компромисс, и российские транспортные компании смогут эксплуатировать полувагоны 12-196-01 и другие модели вагонов, выпускаемые нашей корпорацией, на наиболее выгодных тарифных условиях.

— Могли бы Вы подробнее рассказать, на какие скидки смогут рассчитывать потребители ваших вагонов в случае принятия положительного решения «ВНИИЖТ»?

— В настоящее время говорить об этом все-таки преждевременно.

— В чем заключается инновационность вагонов и для чего они нужны?

— Хочу отметить, что корпорация «Уралвагонзавод» первой на постсоветском пространстве приступила к серийному производству вагонов нового поколения. С 2008 года мы изготавливаем полувагон модели 12-196-01, грузоподъемность которого увеличена по сравнению с обычным полувагоном с 69,5 до 75 т, а пробег до первого деповского ремонта — с 210 тыс. км до 500 тыс. км.

За прошедшие годы мы поставили на сеть железных дорог уже более 4 тыс. таких полувагонов. Со второй половины 2014 года мы выводим на рынок модификацию полувагона с увеличенным объемом кузова и не имеющую аналогов на постсоветском пространстве цистерну для нефтепродуктов с увеличенной грузоподъемностью и межремонтным пробегом.

Накопленный за эти годы опыт эксплуатации свидетельствует, что для потребителя наши вагоны дают возможность перевозить больше грузов с меньшими затратами. Кроме того, срок службы таких вагонов в среднем на 10 лет больше, чем у обычных вагонов, что позволяет собственникам генерировать дополнительную прибыль от эксплуатации вагонов.

— Расскажите, в каких объемах выпускаются полувагоны модели 12-196-01?

— По итогам 2013 года мы выпустили 2,1 тыс. полувагонов модели 12-196-01. В 2014 году мы постепенно увеличиваем производственные мощности. В настоящее время выпускаем по 300 таких полувагонов в месяц. К концу года рассчитываем нарастить выпуск до 800-1000 полувагонов в месяц. Суммарный объем выпуска по итогам 2014 года, таким образом, может составить до 7 тыс. инновационных полувагонов. В среднесрочной перспективе мы рассчитываем, что на долю инновационных вагонов всех видов будет приходиться до 50% нашей производственной программы.

Росту объемов выпуска инновационных вагонов будет способствовать расширение модельного ряда. На базе хорошо зарекомендовавшей себя тележки с увеличенной нагрузкой на ось мы запускаем в серийное производство цистерну для нефтепродуктов и хоппер-минераловоз.

— Какова в целом потребность российского и международного рынков в такой продукции?

— По итогам первых четырех месяцев (с начала 2014 года) на долю инновационных вагонов приходится около 15% от общего объема выпуска грузовых вагонов на «Пространстве 1520». К 2015 году мы рассчитываем, что доля таких вагонов увеличится до 40-50%, что будет составлять не менее 30-35 тыс. инновационных вагонов в год всех модификаций.

— Какое количество старых вагонов есть сейчас? Что делать с парком старых вагонов?

— Общий парк вагонов, эксплуатируемых российскими сособственниками, в 2014 году превысил 1,2 млн единиц, из которых более четверти — это вагоны с превышением нормативного срока службы.

Эксплуатация таких вагонов осуществляется на основе процедуры продления срока службы. С августа 2014 года в действие вступает новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», в соответствии с которым существенно повысятся требования к надежности и безопасности вагонов для продления их срока службы.

Я уверен, что жесткие требования нового технического регламента будут способствовать тому, что для многих собственников станет более выгодным утилизировать вагоны и купить новые с использованием всех имеющихся форм государственных субсидий.

«Интерфакс»
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
04.06.2014 Андрей Шленский: Грузоподъемность и межремонтный пробег — основные критерии инновационных вагонов

На вопросы ответил заместитель генерального директора по железнодорожной технике ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Андрей ...

17.03.2014 Три новые модели вагонов ОАО «НПК «Уралвагонзавод» получили сертификаты соответствия ФБУ «РС ФЖТ»

УрБК, Екатеринбург, 17.03.2014. Три новые модели грузовых вагонов ОАО «НПК «Уралвагонзавод» получили сертификаты ...

23.01.2014 Правительство РФ утвердило правило субсидирования организаций при приобретении инновационных вагонов

УрБК, Екатеринбург, 23.01.2014. 20 января 2014 года вышло постановление правительства РФ «Об утверждении Правил ...

19.11.2013 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» планирует увеличить выпуск полувагонов до 12 тыс. штук

УрБК, Екатеринбург, 19.11.2013. В 2014 году ОАО «Корпорация «Уралвагонзавод» намерено нарастить выпуск полувагонов ...

11.12.2012 ОАО «НПК «Уралвагонзавод»: вагоны нового поколения помогут снизить нагрузку на инфраструктуру

УрБК, Екатеринбург, 11.12.2012. Внедрение вагонов нового поколения с улучшенными техническими и эксплуатационными ...