Статьи

Бюджетное донорство: изменение бюджетной политики Екатеринбурга может поставить крест на развитии муниципалитета

23 май 2014 (16:14)

Бюджетное донорство: изменение бюджетной политики Екатеринбурга может поставить крест на развитии муниципалитетаНа днях в ряде СМИ появилась информация о том, что отдельные представители региональных властей рассматривают идею превратить Екатеринбург в город-реципиент. Механизм превращения муниципалитета, который наполняет доходами от налогообложения казну Свердловской области на 60%, пока неясен, однако смысл подобного посыла предельно понятен: дотационный город легче контролировать. Другой вопрос, что это автоматически ударит по дальнейшему развитию Екатеринбурга, приведет к стагнации не только бизнес, но и соцсферу.

На сегодняшний день в Свердловской области городами-донорами, которые могут сами себя обеспечить и наполняют бюджет региона, являются Нижний Тагил, Верхняя Пышма, Верхняя Салда и Екатеринбург.

В эфире телепрограммы «Открытая студия» заместитель главы администрации Екатеринбурга Алексей Кожемяко отметил, что на встрече главы администрации города Александра Якоба и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева последний озвучил тот факт, что муниципалитет может стать реципиентом.

«На этой встрече обсуждался ряд вопросов, в том числе главе администрации были сформулированы предложения. Первое из них — это изменить принципы бюджетной политики областного центра. Сделать город Екатеринбург дотационным городом», — сказал Алексей Кожемяко.

С экономической точки зрения подобное заявление является, мягко говоря, нелогичным. Фактически получается, как в поговорке о том, чтобы зарезать курицу, несущую золотые яйца.

Если брать сухие цифры, то по итогам 2013 года в Екатеринбурге среднемесячная зарплата более чем на 5 тыс. руб. превышает средний показатель по Свердловской области. Объем ввода жилья в городе за тот же период составил 621,1 кв. м. на 1 тыс. человек, что на 327 кв. м. больше по отношению к объему жилья, построенного в Свердловской области на 1 тыс. жителей. При этом стоит отметить, что львиная доля вновь вводимого в эксплуатацию жилья в муниципалитете построена на частные средства.

О развитии бизнеса в Екатеринбурге говорит и тот факт, что розничный товарооборот Екатеринбурга по итогам 2013 года почти в 2,5 раза выше аналогичного показателя Свердловской области.

Согласно официальным данным, по итогам прошлого года в регионе (без участия Екатеринбурга) розничный товарооборот был зафиксирован на уровне 277 млрд руб., тогда как показатель города составляет 677 млрд руб. При этом по уровню товарооборота Свердловская область без участия Екатеринбурга за последние четыре года не может перейти за пределы 300 млрд руб. (2010 год — 195,3 млрд руб., 2011 год — 243,3 млрд руб., 2012 год — 254,9 млрд руб.).

В Екатеринбурге сложилась определенная экономическая модель, которая доказала свою жизнеспособность по собираемости налога на доходы физических лиц. Такой объем возможен только при хорошем функционировании бизнеса.

НДФЛ фактически является основным источником дохода Екатеринбурга. По законодательству власти субъекта федерации могут оставлять городу до 40% от собранного налога. В 2011 году у Екатеринбурга этот показатель был на уровне 30%, а сейчас снизился до 18%. А каждые 10% от сбора этого налога приносили в городскую казну порядка 3-4 млрд руб. То есть на 2014 год город остался без так называемого самостоятельного «бюджета развития» и стал полностью зависим от трансфертов из казны Свердловской области.

Сейчас регионы вынуждены отчитываться перед федеральным центром о выполнении «майских указов» президента РФ, а рейтинг губернаторов рассчитывается исходя из этого показателя. В такой ситуации только усилением контроля над городом можно объяснить заявление о превращении его из донора в реципиента. Потому что сам по себе город-донор «майские указы» выполнит, а вот регион — нет.

Во время пресс-конференции в конце 2013 года губернатор Евгений Куйвашев сказал: «Если мэр думает, как губернатора раскрутить — это хороший мэр». В целом эта фраза показывает то положение, в котором находятся главы муниципалитетов-реципиентов. Они вынуждены оббивать пороги правительства Свердловской области, чтобы получить средства если не на развитие, то хотя бы на поддержание той деловой и социальной инфраструктуры, которая пока есть.

В частности, в Екатеринбурге в 2014 году в рамках реализации целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на 2012-2014 годы» построят 10 новых дошкольных образовательных учреждений вместимостью от 95 до 350 мест. Тем не менее каждое из них нужно будет в дальнейшем обслуживать, так как бюджетное учреждение без поддержки существовать не сможет. То же самое можно сказать о строительстве новых дорог, которые при серьезной нагрузке нужно будет ремонтировать, а также подметать, мыть летом и чистить от снега и наледи зимой.

Уже в нынешней ситуации Екатеринбург вынужден был ждать трансферта в размере 700 млн руб. из бюджета Свердловской области, чтобы начать ремонт дорог. Однако по формальным признакам он может его лишиться, и средства уйдут в другие муниципалитеты.

На сегодняшний день до 90% муниципальных образований Свердловской области являются дотационными. А такие города региональным властям проще контролировать не только экономически, но и политически.

Тем не менее если в городе инфраструктура всех уровней будет развиваться только после согласования с региональным правительством, из Екатеринбурга начнется отток частных инвестиций, которые сейчас формируют муниципальную казну. Любой бизнесмен и просто горожанин хочет ездить на автомобиле по хорошим дорогам, водить детей в современные детсады и школы, лечиться в больницах с современным оборудованием. Если всего этого не будет, а то, что имеется, придет в упадок, он не будет разбираться в тонкостях межбюджетных трансфертов и политике. Он будет, как говорится, «голосовать рублем», то есть НДФЛ, который является основным источником дохода муниципалитета. Таким образом, о развитии города можно будет забыть.

Другие материалы по теме: