Статьи

Модный кризис: не все бутики в Екатеринбурге доживут до весны

13 декабрь 2013 (15:28)

К концу 2013 года стало очевидно, что модные бутики в Екатеринбурге переживают не лучшие времена. В торговых центрах их количество заметно поубавилось. В пустующих местах управляющие торговых центров пытаются приютить альтернативных арендаторов. В ТЦ «Мода» устраивают фотовыставку начинающих фотографов, в «Универбыте» вместо модных платьев на первом этаже продается бытовая техника. Стоит отметить, что те ритейлеры, которые еще держатся на плаву, не дождались января и снизили цены на 40% и более.

Предпосылками для этой ситуации, как ни странно, стал не столько кризис, сколько развитие туризма. С каждым годом возрастает количество человек, которые могут позволить себе посетить европейские города и увидеть реальную стоимость модных брендов. Сегодня многие понимают, что билет на самолет в Милан туда-обратно и покупка платья будут стоить дешевле, чем то же платье в «Покровском пассаже», пусть даже и со скидкой.

Вместо покупки этого платья здесь можно слетать в Милан, чтобы приобрести его там — будет дешевле
Вместо покупки этого платья здесь можно слетать в Милан, чтобы приобрести его там — будет дешевле

Уже сейчас можно говорить о том, что ритейл премиум-класса в Екатеринбурге, где одежда известных европейских брендов продается с наценкой в 300-400%, теряет свою актуальность. Теперь, когда потенциальные покупатели екатеринбургских премиум-магазинов могут позволить себе бывать в Европе несколько раз в год, спрос на такие магазины начал падать.

Президент Watcom Group Роман Скороходов отмечает, что по этой причине модный ритейл не только в Екатеринбурге, но и в Москве находится в состоянии серьезной стагнации: прибыль постоянно сокращается, предпосылок к росту нет.

Более того, по мнению экспертов, модный ритейл также страдает и от европейского экономического кризиса.

«Фэшн ритейл более чувствителен к доходам населения, потому что в дорогом платье отказать себе проще, чем в еде. Сейчас мы можем наблюдать замирание или формирование отложенного спроса. Необходимо отметить, что это совсем не типично для данного времени года, ведь сейчас предновогодний период», — отметил независимый консультант по вопросам коммерческой недвижимости Сергей Николайченков.

Около двух часов дня. В «Покровском пассаже» практически безлюдно
Около двух часов дня. В «Покровском пассаже» практически безлюдно

По его мнению, закрытие ряда бутиков в течение зимы в этой ситуации неизбежно. Он отмечает, что больше всего подвержены риску бутики в торговых центрах узкого профиля.

«Ритейлеры утверждают, что спрос в данном сегменте снизился в среднем на 10%. Но по данным наших исследований, можно сказать, что произошло перераспределение спроса между бутиками в разных торговых центрах: в некоторых из них снижения нет. К ним относятся те, которые находятся в шаговой доступности от жилых районов, а также имеют якорных арендаторов, реализующих товары импульсного спроса. Также от кризиса не пострадали бутики в торговых центрах, где кроме ритейлеров присутствуют арендаторы развлекательного плана, например, кинотеатры», — пояснил он.

В узкосегментированных ТЦ, где все арендаторы принадлежат фэшн ритейлу, коммерсанты пытаются преодолеть кризисный период с помощью демпинга. В торговых центрах сегмента «премиум», таких как «Покровский пассаж», «Лимеранс» и «Мода», одежда и зимняя обувь уже продается со скидками 40%, что не характерно для декабря. Продавцы бутиков уверяют, что в январе скидки станут еще больше.

Эксперты отмечают, что демпинг усиливает конкуренцию в этом сегменте, и некоторые игроки рынка ее не выдерживают. Во многих торговых центрах появились вакантные площади, так как их арендаторы ушли с рынка.

Звание самого пустующего торгового центра в Екатеринбурге по праву принадлежит ТЦ «Мода». Мало кто из ритейлеров решается разместить в нем свои точки. С момента его открытия в нем пыталось прижиться немалое количество модных марок, но через некоторое время все они оттуда съезжали. В прошлом году здесь появился якорный арендатор — двухэтажный универмаг Tonel.

Сейчас в ТЦ «Мода» около 10 пустующих бутиков. Правда, эксперты уверяют, что пару месяцев назад их было еще больше. Они отмечают, что сложность для ритейлеров заключается в том, что здесь пока нет фудкорта или торговых точек с товарами широкого потребления, которые привлекали бы сюда людей.

В ТЦ «Мода» 10 пустующих бутиков
В ТЦ «Мода» 10 пустующих бутиков

Чтобы хоть как то занять пустующие площади, руководство решило их отдать под культурные проекты. На днях там пройдет открытие фотовыставки. По словам ее организаторов, площадь им предоставили практически бесплатно: по бартеру, в обмен на медиаподдержку.

Еще в одном модном торговом центре — «Лимеранс» — внимание посетителей привлек лишь Новогодний базар. В остальной части торгового центра днем можно встретить не более пяти покупателей, блуждающих по бутикам.

Не самым лучшим образом обстоят дела у одного из крупнейших ритейлеров одежды и аксессуаров сегментов «люкс», «премиум», «мидл» на территории УрФО — WEDA Fashion Group (торговый холдинг «Веда»).

В конце сентября стало известно, что холдингу из-за долгов перед банком пришлось выставить на продажу здание своего ТЦ Corteo Fashion Mall. В конце августа этого года Сбербанк России обратился в Арбитражный суд, направив иск в адрес 12 ответчиков, среди которых значится и владелец здания Corteo Fashion Mall. Во сколько именно оценивает банк стоимость объекта, не уточняется. Общая сумма исковых требований составила 462,6 млн руб. и 485 тыс. евро. В результате суд наложил на здание арест и выставил на продажу. Впрочем, холдинг пытался оспорить решение суда, но безрезультатно.

В сентября Россельхозбанк (РСХБ) предъявил свои исковые требования к холдингу в размере 92 млн руб. Впрочем, по этому делу стороны достигли мирового соглашения, холдинг признал свою задолженность перед банком и пообещал выплатить долги до середины 2017 года.

В результате модным бутикам из Corteo Fashion Mall пришлось переехать в новую очередь подконтрольного холдингу «Покровского пассажа». Сейчас они занимают целый этаж в старой очереди торгового центра.

Четвертый этаж «Покровского пассажа» (первая очередь), где раньше находилась мужская одежда, закрыт. Он переместился в новую очередь торгового центра. Как заверили в магазине, в ближайшее время новых открытий там не планируется.

4 и часть 3 этажа в «Покровском пассаже» закрыты
4 и часть 3 этажа в «Покровском пассаже» закрыты

Еще одним изменением в холдинге стал отказ от работы с сегментом «масс-маркет». Очень долгие годы холдинг «Веда» держал в городе магазины Benetton, Sisley и Mango, но этой осенью они перешли в управление к московским компаниям — генеральным представителям в России.

Глава управляющей компании R.Management Алексей Мальцев резюмирует, что екатеринбургский фэшн ритейл не просто стагнирует, он сжимается. По его словам, премиальный сегмент после кризиса, возможно, оправится, а laxury — не факт, так как представители этого класса предпочитают европейские бутики екатеринбургским.

Эксперты, в принципе, не смогли ответить на вопрос, когда закончатся для модного ритейла сложные времена. Они отметили, что Европа и Россия попали в полосу так называемого перманентного кризиса, никто из специалистов не берется предсказывать, когда он закончится. А так как в России недостаточно развита модная промышленность, то этот рынок напрямую зависит от западной экономики.

Анастасия Куликова, Татьяна Юстус

Другие материалы по теме: