Авторская колонка
24.06.2013

Урбанист Владимир Злоказов о необходимости «тихой» велореволюции

Урбанист Владимир Злоказов о необходимости «тихой» велореволюцииС наступлением теплой погоды тысячи новообращенных велосипедистов выехали осваивать улицы Екатеринбурга. Присутствие велотранспорта в городе растет год от года, однако 2013-й, по-видимому, побил все предыдущие рекорды. Сегодня можно остановиться на светофоре и одновременно с тобой с разных сторон остановятся еще несколько велосипедистов. Можно взглянуть на любую центральную улицу и с большой вероятностью в поле зрения окажется хотя бы один человек на велосипеде.

Велосипед однозначно стал если не популярным транспортным средством, то модным городским аксессуаром и способом проведения досуга. Вопрос сейчас состоит в том, удастся ли городу укрепить и развить этот внезапный успех или велосипед так и останется мимолетным увлечением горожан.

Транспортную политику современного города можно описать одной фразой: в городе должно быть возможно жить без автомобиля и не чувствовать себя при этом ни в чем ущемленным. В эту идею вписываются все меры: от развития общественного транспорта до поощрения кар-шэринга и от введения платы за парковку до ограничения въезда в центр. Как только вы осознаете, что количество машин на улице не является богом данной неизбежностью, у вас появляется масса возможностей построения более эффективной транспортной системы в городе. Развитие велосипедного транспорта является одной из таких возможностей.

Людям в целом импонирует идея автономности и независимости. В этом корень привлекательности автомобиля: возможность ехать куда угодно и когда угодно с высоким уровнем комфорта. Понимая, однако, что массовое передвижение на автомобилях в городских условиях неизбежно ведет к транспортному коллапсу, неплохо было бы предложить людям достойную альтернативу. Такой альтернативой и является велосипед.

Безусловно, на велосипеде не уедешь так же далеко, как на машине, и на велосипеде человек зависит от погоды, однако в городских условиях велосипед имеет несколько преимуществ по сравнению с автомобилем, которые с лихвой перекрывают недостатки. Во-первых, это полная независимость от пробок. На велосипеде можно точно прогнозировать, сколько времени займет та или иная поездка вне зависимости от ситуации на дорогах. Во-вторых, это удобство парковки. Не нужно судорожно искать место — припарковаться почти всегда можно непосредственно у входа. Небольшой же радиус действия велосипеда компенсируется тем, что большинство поездок в таком городе, как Екатеринбург, не превышают 5 — 7 км. На этих расстояниях с учетом пробок велосипед легко конкурирует с автомобилем.

Такова аргументация в пользу велотранспорта для автомобилистов. Стоит ли говорить, что тем, кто не может или не хочет по разным причинам ездить на машине, велосипед предоставляет уникальную возможность не зависеть от времени и стабильности работы общественного транспорта, которые у нас оставляют желать лучшего.

Что же мешает людям ездить на велосипедах не только в порядке отдыха, но и по своим ежедневным делам? Опросы, проводимые в разных городах мира, показывают, что в среднем около 1 — 2% горожан готовы ездить на велосипеде при любых обстоятельствах и примерно 60% — готовы ездить, но есть факторы, которые их останавливают. Этих факторов много, однако, главный среди них — отсутствие безопасных и комфортных путей движения. Большинство людей по соображениям безопасности не готово ездить в одном потоке с машинами. Ездить же по тротуарам неудобно, так как на них слишком много препятствий (кроме того, это запрещено по ПДД).

Исходя из этого, разумным шагом со стороны администрации Екатеринбурга в сторону создания более сбалансированной транспортной системы, в которой люди имеют разные возможности передвижения, было бы создание общегородской системы веломаршрутов, связывающей между собой районы города. При наличии такой системы люди смогли бы не только кататься ради удовольствия там, где это удобно, но и совершать на велосипеде поездки по своим ежедневным делам: на работу, в школу (университет), в магазин.

У Екатеринбурга в этом плане отличный потенциал: он компактен, в нем не так много больших дорог и прочих препятствий для велосипедистов. То есть те факторы, которые делают город плохо приспособляемым для автомобильного транспорта, делают его потенциально привлекательным для передвижения на велосипеде.

Понимают ли этого сегодня в администрации города? Судя по тому, что нам бодро рапортуют о расширении ряда перекрестков для улучшения условий автомобильного движения, в то время как в отношении велосипедного транспорта не предусмотрено никакого целевого финансирования — пока не понимают. Поэтому сделать велосипед полноценной частью транспортной повестки города — задача ближайшего будущего.

Вернуться в раздел » Авторская колонка
Материалы по теме
25.11.2013 Плюсы покупки электровелосипеда

...

25.04.2013 К 2020 году средняя скорость движения по Екатеринбургу вырастет до 29 километров в час

УрБК, Екатеринбург, 25.04.2013. Председатель Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию ...

11.12.2012 Московская-Объездная: автомобилистам придется терпеть пробки

Кто виноват в дорожных проблемах на перекрестке? ...

21.12.2011 Администрация Екатеринбурга: количество автомобилей в городе достигло показателя, который планировался лишь к 2025 году

УрБК, Екатеринбург, 21.12.2011. Согласно данным комитета благоустройства администрации Екатеринбурга, на сегодняшний ...

26.07.2010 В Свердловской области двое велосипедистов сбиты насмерть пьяным водителем

По данным «Интерфакс», в городе Первоуральске Свердловской области ДТП с участием велосипеда и легкового автомобиля ...