Авторская колонка

Эксперт в сфере коммерческой недвижимости Андрей Бриль о подготовке кадров для девелопмента

22 февраль 2013 (09:54)

Эксперт в сфере коммерческой недвижимости Андрей Бриль о подготовке кадров для девелопментаДевелопмент как профессиональный вид деятельности появился совсем недавно, в начале 90-х годов ХХ века. И, в принципе, еще не существует такой профессии как девелопер, и нет такой специальности, как «управляющий недвижимостью». Но потребность в специалистах данного профиля существует уже сейчас. Однако с образованием и подготовкой таких кадров ситуация обстоит довольно тяжело.

Сейчас как раз идет процесс формирования понимания девелопмента как вида деятельности, какие компетенции необходимы для того, чтобы осуществлять эту работу, какими навыками, умениями и знаниями должен обладать будущий специалист такого рода деятельности.

Те процессы, которые сейчас происходят в образовании, непосредственно влияют на формирование этой новой специальности. Еще не совсем понятно на каком уровне она будет даваться: магистратуры или бакалавриата. Или же «управление недвижимостью» останется в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации для специалистов, которые уже работают в этой области.

Сейчас существует несколько возможностей получить подобное образование в России и за рубежом, но на деле оно оказывается труднодоступным. Это международные практики, такие как американский институт «IRЕM», британский институт «RIСS», ряд других профессиональных объединений.

Гильдия управляющих и девелоперов Свердловской области сейчас начала работу по созданию учебных программ, систем обучения и переподготовки специалистов, чтобы учебные программы не были оторваны от реалий.

Но проблема в том, что немногие вузы могут взяться за подготовку таких специалистов, потому что базовое образование здесь должно быть инженерное. Девелоперов возможно готовить и на базе строительного факультета УрФУ, и в высшей школе экономики и менеджмента федерального университета.

Однако сейчас мы видим, что инженерный аспект начинает «вымываться» из системы подготовки экономистов и управленцев. И это, с нашей точки зрения, очень печальный процесс. Ведь это было одним из важнейших и самых сильных конкурентных преимуществ уральского «политеха» по сравнению с другими подобными по всей стране. Одним из главных достижений и очень сильных сторон нашего уральского политехнического института, а ныне Уральского федерального университета было инженерно-экономическое образование, то есть сочетание инженерного и экономического образования.

Не реалистично делать ставку на образование только за счет источников Интернета — это глупость, в том смысле, что нельзя пытаться заменить им академические часы. Еще одна глупость, которая не имеет никакого отношения к действительности — это то, что хорошими специалистами можно стать непосредственно на рабочем месте, а не в вузе. Работодатели как раз и ждут, чтобы из вузов приходили хорошие компетентные специалисты. Ведь вузы должны обеспечивать студентов практикой. К сожалению, многие традиции, связанные с этим, утрачены.

В советской системе образования взаимодействие предприятий и вузов прекрасно существовало. Когда я учился в политехническом институте, в течение трех лет летом выходил на практику на предприятия. Кроме этого, была такая вещь как стройотряды, где давался реальный трудовой опыт. Он может не столько профессионально-ориентированный, сколько социально-направленный. Я имею в виду организацию труда, заработной платы, отношения в коллективе и управленческие навыки.

Я надеюсь, что связь бизнеса и вузов возобновится. Практики и сейчас проходят. Причем система организации практик на промышленных предприятиях достаточно хорошо разработана. Существуют ознакомительные практики, и так называемые технологические.

Для того, чтобы эта система была возрождена, нужно восстановить связь вузов и кафедр, выпускающих особенно, и предприятий различных профилей. А также должно быть достигнуто взаимопонимание вуза и предприятия по подготовке специалистов.

Кафедрам необходимо иметь базовые предприятия. И создавать не только учебные центры для студентов на предприятии, а некий симбиоз предприятий и выпускающих кафедр.

Система образования консервативна, и в этом ее очень сильная черта. Естественно, что развалить можно быстрее, восстанавливать — медленнее. Но никто же не обещал, что все чудом произойдет и что будет легко. Просто надо лет на 20—30 быть готовым к такой работе.

Другие материалы по теме: