Обзор прессы
01.10.2012

«РБК daily» и Юлия Галлямова: Государство готово оставить вагоны ВГК под управлением РЖД

Временная практика передачи в аренду РЖД полувагонов Второй грузовой компании, похоже, становится постоянной. В правительстве готовы сохранить действующую систему и в следующем году. Окончательное решение по этому поводу еще не принято, но исход дела уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, РЖД все же придется вернуть «дочке» часть парка, а под управлением монополии останется только 80 тыс. полувагонов.

О том, что РЖД сохранят за собой право оперирования вагонами своей крупнейшей «дочки» — Второй грузовой компании (ВГК) и смогут продолжать привлекать вагоны частных операторов, РБК daily рассказали участники состоявшегося на прошлой неделе совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича. «Согласовали, что РЖД продолжат управлять парком ВГК, правда, им оставят только 80 тыс. полувагонов», — объяснил РБК daily источник, знакомый с ходом обсуждения. Это еще не окончательное решение, уточнил он, его должны утвердить к 1 ноября.

По словам собеседника РБК daily в РЖД, вопрос с полувагонами ВГК «на 90% уже решен» в пользу госмонополии. Этот механизм был создан для грузоотправителей, и «они полностью поддерживают, потому что внедрение этой системы позволило им ехать», говорит он. В ВГК сообщили, что не будут противиться решению материнской компании.

Идея передачи в управление РЖД вагонов «дочек» была утверждена правительством осенью 2011 года. Причиной послужила ситуация, когда сотни грузоотправителей не могли вывести груз по причине нехватки вагонов и роста цен на их использование. К примеру, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев даже обратился к тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву с просьбой помочь вывезти из региона 13 млн т скопившегося на складах угля.

Предполагалось, что РЖД арендуют не менее 200 тыс. полувагонов ВГК и ПГК, однако в итоге ПГК была продана Владимиру Лисину, и РЖД пришлось ограничиться лишь 106 тыс. полувагонами ВГК (20% общероссийского парка полувагонов). Кроме того, РЖД получили право привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, однако до сих пор ни одна компания не согласилась на сделку с монополией, объясняя это слишком низкой арендной ставкой — 1003 руб. за вагон в сутки. (Для сравнения, рыночная стоимость вагона в сутки составляет 1300—1400 руб.)

Планировалось, что РЖД будут работать по такой системе до конца 2012 года, а потом вернут все привлеченные вагоны. Однако уже летом стало понятно: монополия не хочет отказываться от новой модели работы. Основным критиком РЖД в этом вопросе стало объединение крупнейших операторов — НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) во главе с Сергеем Мальцевым.

Передача вагонов в управление РЖД была лишь временной мерой, задуманной в условиях дефицита подвижного состава и необходимой для перевозки социально значимых грузов, напомнили в СОЖТ. Сейчас проблема с нехваткой вагонов исчерпана, более того, свыше 80% отправок в привлеченном парке приходится на экспортные перевозки, в том числе через порты, то есть не по прямому назначению, рассказывают в партнерстве. При этом по итогам августа средняя скорость этих вагонов из-за систематических ограничений по движению превышает скорость вагонов частных операторов на 87%, указывают операторы. В ПГК отметили, что считают необходимым оставить в распоряжении РЖД лишь 20—25 тыс. вагонов.

Пока риски для ряда грузовладельцев сохраняются, подобную практику необходимо сохранить, пусть даже в сокращенном объеме, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. По мнению аналитика, за лишние вагоны платить смысла особого нет, а загрузить их работой проблематично, так что решение с 80 тыс. вагонов выглядит вполне логично, считает аналитик.

Примечательно и то, что недавно РЖД заявили о намерении снизить арендную ставку за полувагоны до 900 руб. в сутки. «Теперь у нас есть право менять тариф раз в месяц, и мы этим воспользовались», — сообщил представитель монополии.

Прочитать материал полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/10/01/industry/562949984827999

Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
15.11.2013 ООО «УВЗ-Логистик»: к началу 2014 года общая численность подвижного состава компании достигнет 30 тыс. единиц

УрБК, Екатеринбург, 15.11.2013. На сегодняшний день парк вагонов ООО «УВЗ-Логистик» (входит в состав ОАО «НПК ...

05.09.2012 Ространснадзор запретил ОАО «РЖД» эксплуатацию грузовых полувагонов старше 44 лет

УрБК, Москва, 05.09.2012. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ предписала ОАО «РЖД» ...

05.07.2012 «РБК daily», Юлия Галлямова и Олеся Елькова: Проблемы с доставкой грузов обернулись для РЖД претензиями на 7 млрд рублей

Прошлогодний кризис, связанный с доставкой грузов по железной дороге, обернулся для «Российских железных дорог» ...

09.12.2010 Вторая грузовая компания начнет работу не ранее II половины 2011 года

ОАО «Вторая грузовая компания» начнет свою работу не ранее II половины 2011 года. Об этом заявил генеральный директор ...

24.11.2010 СвЖД: Заявки грузоотправителей на перевозку грузов удовлетворяются только в случае наличия вагонов

УрБК, Екатеринбург, 24.11.2010. «СвЖД не прекращала перевозку грузов, прием новых заявок на перевозку грузов ...