Статьи

Банкротство «Автосана»: впереди — уголовные дела?

16 март 2012 (15:47)

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comВ отношении руководства автосалона «Автосан» может быть возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Несмотря на решение суда о признании компании банкротом, менеджеры в течение целого месяца продолжали обещать людям поставки автомобилей и принимали предоплату, сумма которой составляла в среднем порядка 100 тысяч рублей. В результате салон прекратил работу, а несостоявшиеся покупатели рискуют не вернуть назад свои деньги: по оценкам юристов, желающие получить деньги с банкрота должны будут встать в очередь.

История с банкротством ЗАО «Автосан» тянется с осени 2010 года, когда советом кредиторов предприятия было принято решение о введении внешнего управления. Но гладко процесс не пошел, кредиторы, обладающие денежными требованиями в сумме более 200 млн. рублей, назвали план внешнего управления экономически не обоснованным и нарушающим их права. В результате сценарий был изменен, и 30 января 2011 года Арбитражный суд Свердловской области все же принял решение о признании компании банкротом, открыв в отношении должника конкурсное производство сроком на полгода.

Однако, несмотря на данное решение, автосалон продолжил бурную деятельность: менеджеры принимали заказы на поставку автомобилей и брали предоплату в течение всего февраля. Только в начале марта клиентов обзвонили и сообщили о закрытии компании, пояснив, что вернуть деньги автосалон им теперь не сможет.

Как правило, процедура признания предприятия банкротом в Свердловской области проходит мирно, и рядовые потребители от споров хозяйствующих субъектов не страдают. Но в данном случае ущерб может быть причинен именно рядовым гражданам. Попытаться добиться справедливости можно, если, не затягивая, обратиться в правоохранительные органы, но шансы добиться своего и получить назад деньги невелики, отмечают эксперты.

По словам вице-президента Союза по защите прав потребителей Андрея Артемьева, действия представителей автосалона можно квалифицировать однозначно как уголовное преступление.

«В данном случае тем, кто внес предоплату, нужно обратиться в прокуратуру с заявлением о факте мошенничества со стороны организованной группы лиц. Это уголовное преступление, и я думаю, что найти мошенников и привлечь к ответственности будет не сложно, если, конечно, они не успели сбежать за границу. Хотя думаю, что те, кто выполнял приказы, могут даже не знать, что они совершали преступление. Главными ответственными тут являются те, кто эти приказы отдавал», — считает правозащитник.

Подробную инструкцию о том, как нужно действовать пострадавшим автолюбителям, дает партнер юридической компании DE FENDO Наталия Кашевская.

«Необходимо обратить внимание на обязательное соблюдение процедуры, закрепленной законом о банкротстве. Заявления о возврате, направленного в адрес должника, в данном случае, конечно, недостаточно. Если договор на покупку автомобиля был заключен до 24.03.2010 г., необходимо в судебном порядке расторгнуть договор, а затем обратиться в арбитражный суд с требованием о включении требования о возврате денежных средств в реестр. Такое заявление должно быть направлено до 12.04.2012 г. Если же договор был заключен после 24.03.2010 г., необходимо также в судебном порядке расторгнуть договор (с соблюдением досудебного порядка расторжения) и потребовать возврата денежных средств. Иски по обращениям физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции. Исполнительный лист о взыскании предоплаты необходимо направить в адрес конкурсного управляющего, сохранив у себя копию и почтовые квитанции. Такое требование является текущим и должно быть погашено управляющим после погашения своих расходов на ведение процедуры и до перехода к погашению требований, включенных в реестр», — говорит юрист.

Поставлять автомобили Mazda, которые были обещаны клиентам, автосалон не мог еще с начала января, так как именно тогда «Автосан» был лишен права быть дилером, подчеркивает юрист Роман Фадеев. Поэтому в данном случае можно поднять вопрос еще и о недобросовестной рекламе.

«Если на самом деле имеют место факты принятия заказов на поставку автомобиля после решения суда о банкротстве, тогда тем, кто внес предоплату, нужно обратиться в органы внутренних дел. Кроме того, им нужно объединиться и начать защищать свои интересы в рамках конкурсного производства. Однако я думаю, что, учитывая суммы требований в этом деле, шансы вернуть деньги невелики. Помимо этого, можно поставить вопрос о привлечении к ответственности за недобросовестную рекламу: с начала года «Автосан» не является дилером MazdaMotor Rus LLC», — отмечает специалист.

Еще неизвестно, кто в ответе за действия сотрудников «Автосана». Сейчас в арбитраже действительно банкротится ЗАО «Автосан». Однако у этой компании несколько юридических лиц, в частности, говорят о ЗАО «Гамма», поэтому нужно разобраться, с кого спрашивать.

Сведения о начале банкротства являются открытыми, поэтому клиенты, перечисляя предоплату за автомобиль предприятию, находящемуся в процедуре банкротства, действовали на свой страх и риск, говорит Наталия Кашевская. Скорее всего, в момент заключения договоров с большинством людей, которые сейчас не могут получить ни машины, ни деньги, автосалон уже находился в процедуре «внешнее управление». Поэтому стоит рекомендовать всем, кто собирается потратить существенную для себя сумму денег, впредь предварительно выяснять, не идет ли суд о банкротстве организации, с которой вы собираетесь сотрудничать, советует Роман Фадеев.

Валентина Попова

Другие материалы по теме: