Обзор прессы
20.04.2011

«Уральский рабочий» и Юрий Глазков: Приехали!

Проходка тоннелей первой линии Екатеринбургского метрополитена завершена.

Горнопроходческому комплексу WIRTH, остановившемуся в 1340 метрах от станции «Ботаническая», предстоит сегодня сделать последний рывок: просверлить тонкую грунтовую перегородку между заключительным отрезком правого перегонного тоннеля и камерой разборки.

Скрежет шарошек наверняка будет перекрыт аплодисментами собравшихся в камере метростроителей, руководителей города и области, почетных гостей церемонии. Есть чему аплодировать: путь сквозь скальные, глинистые, обводненные и прочие породы от «Веера» до «Ботаники» и обратно пройден. Двойной тоннель длиной 12,7 км (с разворотными тупиками 1— 3,4 км) проложен, 9 станций соединены сплошными подземными коридорами.

На это ушло 30 лет… Можно сказать, что этот путь соединил две страны, две эпохи — Советский Союз с его плановой системой хозяйствования и капиталистическую Россию, обеими ногами стоящую в рынке. А в промежутке — великое множество политических пертурбаций и экономических кризисов, влияние которых остро ощущалось и под землей, сложнейшие геологические и финансовые условия, рывки, остановки, победные реляции, сменявшиеся периодами отчаяния… И — огромный, тяжелый, напряженный человеческий труд, который все эти проблемы перетер и оставил позади.

А впереди, в конце нынешнего года, открытие двух последних станций и запуск движения по трассе, которая в полной своей конфигурации обеспечит как минимум двукратное увеличение объема перевозок, создаст возможность для быстрого и комфортного перемещения по городу многих тысяч людей, заметно снизит нагрузку на наземные пути.

Демонтажная камера, где закончит движение горнопроходческий комбайн, — монолитное сводчатое помещение длиной 20, высотой и шириной 9 метров, расширенная часть тоннеля, протянувшегося со стороны «Чкаловской» на 150 метров навстречу механизированной проходке. Здесь WIRTH будет разобран на транспортабельные узлы и вывезен через «Ботаническую» на базу «Метрострой ПТС», где станет ждать нового задания, содержание которого уже известно (торить тоннель от «Верх-Исетской» до «Площади 1905 года»), а сроки, будем надеяться, окажутся сжатыми.

Скорость проходки будет зависеть (главным образом!) от финансирования, а также от технических характеристик самого комплекса, которые, очевидно, уже не возрастут, и технологий, которые продолжают совершенствоваться. Так, на заключительном отрезке первой очереди WIRTH укладывал уже не чугунные тюбинги, а железобетонные с резиновым уплотнением по контуру. Как отмечает директор муниципального учреждения «УЗПС Метро» Владимир Кагилев, это позволило избежать целого ряда технологических операций, в том числе «мокрых», а также добиться 10-процентной экономии. Сэкономить можно было бы и больше, если бы удалось разместить заказы на сборный железобетон не в Омске, а на местных предприятиях, которые готовы взяться за эту работу при том условии, что объем будет достаточно велик для того, чтобы оправдать затраты на закупку специальной высокоточной оснастки. Так что чем яснее будут перспективы строительства второй ветки, тем дешевле она обойдется.

Что же касается законченных проходкой тоннелей первой очереди, то на всем их протяжении предстоит уложить и забетонировать рельсо-шпальную решетку (в левом перегонном тоннеле эта работа идет полным ходом), смонтировать силовые кабели, системы автоматики и телемеханики, связи, пожарный водопровод, выполнить другие специальные мероприятия. Главная сложность здесь состоит в том, что доставлять все комплектующие к месту монтажа придется через ограниченное число выходов на поверхность, это делает график довольно напряженным, но послаблений не будет: в декабре текущего года новый отрезок подземки должен принять пассажиров.

К тому времени будут завершены монтаж оборудования и отделочные работы на станциях. «Ботаническую» можно открыть хоть в сентябре — будь смысл в таком «сепаратизме», на «Чкаловской» строители тоже приступили к отделке пассажирской платформы и служебных помещений, расположенных выше. Здесь уже демонтирована подъемная клеть (доступ к платформе — по наклонному ходу), над стволом, по которому она сновала вверх-вниз, останется только небольшой вентиляционный киоск, прилегающая площадка будет возвращена городу под застройку и благоустройство.

В летний период надо будет закончить сооружение и отделку переходов, связывающих подземные вестибюли станций с улицами Белинского, Крестинского, Шварца, 8 Марта и Щорса, вернуть на прежнее место автодороги и трамвайные пути. То есть поводов для самоуспокоенности пока нет, что, впрочем, нисколько не принижает значение сегодняшнего события: проходке конец!
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
29.11.2011 «Уральский рабочий» и Юрий Глазков: Поехали!

Метро, наконец, добралось до «Ботаники». Вчера открылось движение поездов на всем протяжении первой очереди ...

19.08.2011 «Уральский рабочий» и Юрий Глазков: От «Чкаловской» до Питера

В канун Дня города в поле зрения администрации Екатеринбурга не только подарки от строителей, преподносимые к этой ...

11.08.2011 Для строительства второй ветки метрополитена в Екатеринбурге планируется привлечь новый горнопроходческий поезд

УрБК, Екатеринбург, 11.08.2011. Власти Екатеринбурга прорабатывают возможность привлечения нового горнопроходческого ...

19.04.2011 Прокладка тоннелей первой линии метро Екатеринбурга завершается

УрБК, Екатеринбург, 19.04.2011. Горнопроходческий комплекс «ВИРТ» практически завершил проходку тоннелей между двумя ...

20.01.2011 Станции метро «Чкаловская» и «Ботаническая» в Екатеринбурге будут запущены 22 декабря 2011 года

УрБК, Екатеринбург, 20.01.2011. Запуск станций «Чкаловская» и «Ботаническая» Екатеринбургского метрополитена намечен на ...