Михаил Максимов: инвестиции в новый статус
Правительство Свердловской области в работе по повышению инвестиционной привлекательности региона переходит от слов к организационным решениям. К 1 июня 2011 года должно появиться специальное министерство развития и инвестиций. Новая структура создается не с нуля, а путем выделения из областного минэкономики. Министр развития и инвестиций — предполагается, что данную должность займет нынешний министр экономики Михаил Максимов — получит статус первого вице-премьера.
Оценки аналитиков в отношении выбранного способа достижения поставленных задач разделились. Одни считают, что появление специального ведомства способно улучшить ситуацию с привлечением в регион инвестиций, другие склонны видеть в этом лишь рост затрат на содержание аппарата, который вряд ли можно оправдать. Кадровую рокировку Михаила Максимова эксперты также восприняли неоднозначно: с одной стороны, нынешний глава минэкономики — вроде бы наиболее подходящий человек для этой работы, с другой — для самого министра на практике это может закончиться понижением в статусе. При этом эффект от реорганизации может последовать, а может и нет.
По словам финансовых аналитиков, пока отношение первых лиц области к методам работы с собственниками капитала не изменится, нечего и ждать успеха.
«Дело не в организационной форме. Есть примеры, когда даже без выделения каких-то спецструктур или людей регионам удается привлекать гораздо больше средств, чем нам, хотя Свердловская область имеет целый ряд логистических, географических и других преимуществ. Привлечение инвестиций — это практическая работа первых лиц. Выделение отдельного министерства добавит административного веса этой работе, но в то же время увеличит степень бюрократизации», — рассуждает начальник управления по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константин Селянин.
С уральским аналитиком солидарны и столичные экономисты. В управляющей компании «Финам Менеджмент» также не видят особой пользы в изменении структуры кабинета, поскольку ключевые препятствия на пути повышения инвестиционной привлекательности так и не устранены: доля государственных вложений в реальный сектор по-прежнему недостаточна.
«Опыт последних десятилетий, в том числе периода кризиса, по-прежнему не принимается в расчет. Привлечение инвестиций остается зависимым от предпочтений рынка, как и динамика внутреннего инвестиционного спроса. Эта ситуация усиливает структурные дисбалансы в экономике. Создание специализированного министерства само по себе не решит проблемы финансирования. Это некая очередная идеализация рынка», — отметил главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Для того чтобы решить проблему, необходимы затраты государства в виде инвестиций в перспективные проекты и налоговые льготы для остальных участников. Такие нехитрые действия сработают как приманка. Но пока власти не расщедрятся, не осмелеют и собственники капиталов, полагают специалисты.
Впрочем, есть и позитивные оценки правительственной инициативы. В ИК «Благодать Секьюритиз» уверены: создание в области министерства по инвестициям способно улучшить ситуацию в этой сфере. Такая логика тоже понятна: для привлечения средств в крупных объемах нужны полномочия, ресурсы (для предварительных расчетов, предпроектных работ), инфраструктура. Нужно, чтобы всем этим специалисты занимались без оглядки на текущие процессы, как это было в минэкономики, где тому же Михаилу Максимову приходилось решать множество других задач.
По мнению генерального директора компании Всеволода Чащина, положение чиновника, несмотря на уход с должности министра экономики, только укрепится: Михаил Максимов будет проводником новых идей и технологий, закладывая новые промышленные площадки, привлекая новых собственников капитала.
Впрочем, большинство экспертов повышением изменение должности высокопоставленного госслужащего не считают, напоминая: функционал Максимова в минэкономики все-таки был гораздо шире.
«Михаил Максимов — человек, безусловно подходящий для новой задачи, но насколько эта работа будет для него интересна и привлекательна? В плане карьерного роста министра — вопрос также открыт», — резюмирует Константин Селянин.