![Фотография предоставлена сайтом http://www.uvz.ru Фотография предоставлена сайтом http://www.uvz.ru](/uploads/posts/2011-03/1300365437_t2.jpg)
Предприятия оборонно-промышленного комплекса Урала разочарованы политикой Москвы. Несмотря на все обещания, госзаказ на год приходит лишь весной и его качественные показатели оставляют желать лучшего. Это не позволяет предприятиям в должной мере обеспечивать армию необходимой продукцией, а себя — необходимыми денежными средствами. В результате руководители предприятий открыто говорят: Минобороны саботирует распоряжения, ранее данные руководством страны.
Оборонщики в информационном плане — самый закрытый цех, и озвучивать претензии к заказчику — Российской Федерации — осмеливаются немногие. На Среднем Урале открыто свое недовольство пока высказал лишь производитель танков — нижнетагильский Уралвагонзавод.
Предприятию пришлось смириться с задержкой при заключении годового контракта. Соответствующий договор был подписан только 15 марта 2011 года. На УВЗ не уточняют, сколько именно рублей потеряно в связи с вынужденным простоем, да и, судя по всему, такая практика федералов — дело давно привычное и уже не самое страшное. Хуже другое: поступивший заказ оказался в качественном и финансовом плане беднее, чем предполагалось. В 2011 году завод займется модернизацией танков Т-72Б.
Предполагается, что государственный заказ позволит обеспечить в 2011 году порядка 800 тыс. нормо-часов для сотрудников механосборочного производства головного предприятия, а также загрузку для других подразделений и компаний, входящих в корпорацию. Уралвагонзавод сейчас работает над организацией доставки ремонтного фонда из воинских частей на предприятие.
В Нижнем Тагиле из произошедшего делают едва ли не политические выводы. Здесь открыто сожалеют о том, что, несмотря на все декларации о необходимости технологического прорыва в ОПК и поставке в войска новейшей техники, ставка вновь сделана на модернизацию и ремонт старой.
«Надеемся, что совместная конструктивная работа Министерства обороны РФ и производителей специальной техники будет направлена на исполнение задач, поставленных Президентом РФ Дмитрием Медведевым, о придании инновационного вектора развития отечественному ОПК, а также поручения председателя Правительства РФ Владимира Путина, связанного с необходимостью проведения ответственной политики в сфере НИОКР и создания прочного научно-технического задела для разработки перспективной отечественной техники и вооружения», — заявили в корпорации.
Впрочем, риторику такого плана могут себе позволить не все коллеги тагильчан, остальные в высказываниях более осторожны.
Аналогичная ситуация, по признанию регионального Союза предприятий оборонных отраслей промышленности, складывается и на других профильных предприятиях области. Федеральные власти декларируют ускорение подписания госконтрактов, но на деле Министерство обороны делает ставку на долгие и мучительные переговоры.
«В целом ситуация по заключению контрактов с Минобороны остается сложной и неразрешенной. В связи с этим положение многих наших предприятий характеризуется как очень плохое. Впрочем, так у нас обстоят дела ежегодно: заключение контрактов, как правило, очень сложный переговорный процесс. Мы уже послали письмо губернатору Свердловской области Александру Мишарину, в котором просим содействовать ускорению подписания соглашений с Минобороны на 2011 год. В ближайшее время оно должно быть отправлено в само ведомство», — заявил УрБК исполнительный директор союза Владимир Кукарских.
Это мнение поддерживает президент союза Сергей Максин, не раз отмечавший, что, хотя Средний Урал и относится к числу регионов, славящихся пунктуальностью и обязательностью в оборонной отрасли, оплата заказов Москвой по-прежнему производится неаккуратно.
В Москве не видят в сложившейся практике особых проблем. Переговорный процесс осложняется согласованием цены, за которую бьются заводы, а значит, корректировка сроков — вина не только Минобороны.
О том, что в большинстве случаев оборонным заказом именуется модернизация устаревающего оборудования, а не разработка и производство нового, в ведомстве пока стараются не вспоминать. Известно лишь, что Т-72Б начала выпускать 25 лет назад еще советская промышленность, а из открытых источников можно узнать о том, что доля современных образцов оружия и военной техники в сухопутных войсках РФ сегодня составляет 10–12%.
Анна Шабалина