Металлурги против энергетиков: должен остаться кто-то один
Отпуск цен на электроэнергию на оптовом рынке ставит под угрозу будущее уральской промышленности. Металлурги, золотодобытчики и машиностроители уверяют: либерализация окончательно делает их неконкурентоспособными на мировых рынках. Как ни странно, областные чиновники успокаивать никого не собираются и честно говорят: проблемным подотраслям уже стоит начать готовиться к ликвидации.
Возможные варианты выхода из сложившейся ситуации в Екатеринбурге обсудили представители областного союза промышленников и предпринимателей, МРСК Урала, министерства энергетики и ЖКХ, Региональной энергетической комиссии и представители отдельных холдингов. Все вместе они составляют рабочую группу по тарифам при РЭК области.
2011 год для свердловской индустрии начинается не самым лучшим образом: увеличение социальной нагрузки, рост размера страховых взносов во внебюджетные фонды, вероятное увеличение тарифов на железнодорожные перевозки. Но все это меркнет по сравнению с отпуском цен на рынке электроэнергии.
«В таких условиях выжить нам будет крайне сложно. В конечном итоге все это отразится на цене выпускаемой предприятиями продукции. Целым отраслям приказывают долго жить. Малый бизнес уже приканчивают. Их выход — уход на серые зарплаты. Не лучше ситуация и в крупном бизнесе, мы теряем целые отрасли. Каменск-Уральский алюминиевый завод уже неконкурентоспособен», — заявил советник президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, а до недавнего времени его многолетний руководитель Владимир Семенов.
Напомним, процесс поэтапного отпуска цен на электроэнергию начался еще в 2007 году. Постепенно доля свободы увеличивалась, и к 2010 году 80% цены стало формироваться свободно и лишь 20% — регулируемо. С 2011 года понятия «регулируемая цена» для потребителей — юридических лиц нет в принципе.
При этом промышленники уверены: 15-процентный рост — лишь минимальная планка, от которой отталкиваются энергетики. По их прогнозам, оплата услуг по передаче на практике вырастет на 20%.
«Существуют риски, что в марте 2011 года энергетики выставят нам счета с увеличением цен не на 15%, а на 25% и даже больше. Нам нужен прогноз ценообразования до 2012 года. Не зная его, как мы будем заключать договора на поставку своей продукции? Кроме того, нам необходимо знать порядок инвестиционной составляющей в тарифах энергетиков и его исполнение. В противном случае мы станем неконкурентоспособными», — констатировал Владимир Семенов.
Впрочем, у энергетиков, готовящихся к росту выручки, свои аргументы. Оптовые продавцы уверяют: последствия либерализации цен не будут трагичными. По их словам, цены для части потребителей вырастут все-таки лишь на 15%, а к повышению тарифов промышленникам следовало бы готовиться заранее.
«Всем известно, что идет поэтапная либерализация рынка. Те затраты, которые были ранее, сегодня уже не позволяют поддерживать состояние сетей на нормальном уровне. Необходим ремонт ветхих сетей, для этого у нас есть инвестиционная программа, которая направлена на модернизацию», — констатировал заместитель гендиректора «Облкоммунэнерго» Сергей Бастриков.
Впрочем, к содержимому программы и обоснованности ее показателей у металлургов вопросы есть.
«По прошлому году инвестпрограмма МРСК Урала включала те объекты, которые, на мой взгляд, просто не требуют инвестиций и затрат. Она должна быть пересмотрена», — заявил начальник департамента энергообеспечения ООО «УГМК-Холдинг» Владимир Яковлев, посетовавший на то, что лично ему вообще не удалось получить доступ к этому документу, и предложивший сделать инвестпрограммы крупных компаний более открытыми.
По традиции рост тарифов на рынке электроэнергии в первую очередь ударит по алюминиевой отрасли, одной из основ свердловской макроэкономики.
По словам президента ООО «СУАЛ-Холдинг» Ивана Солобоева, ведущим алюминиевым заводам Урала — БАЗу и УАЗу — осталось жить считанные месяцы.
«В себестоимости продукции энергоресурсы по УАЗу составляют 47%, а по БАЗу — 52%. В итоге из-за повышения мы остановили УАЗ на 30%, на 34% — БАЗ. Нам осталось жить по этим двум заводам считанные месяцы, больше мы не вытягиваем», — шокировал собравшихся Иван Солобоев.
Представитель компании посетовал на то, что все прошедшие совещания у губернатора и областного премьера оказались лишь пустым сотрясанием воздуха.
Власти обеспокоенным металлургам в ответ посоветовали заняться экономией.
«Вы сами говорите, что недобираете мощности, тогда вам нужно поработать над энергосбережением. Только в этом случае уже можно будет говорить о снижении объема потребления энергии, что и приведет к сокращению конечной платы», — заявил заместитель председателя областной РЭК Алексей Обухов.
По словам заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова, тревожные прогнозы уже озвучили золотопромышленники. Еще один, пусть самый небольшой, рост тарифов вынудит их свернуть свою деятельность.
«Проблему роста тарифов на уровне региона сами мы не решим. Нужно провести исследование и понять, какие именно отрасли окажутся нежизнеспособными, и тогда готовиться к тому, чтобы через 6–7 лет закрывать эту отрасль. Необходимо ориентироваться на Федеральную тарифную службу, ведь именно она в регулируемой части тарифов устанавливает их максимальный рост», — заключил заместитель министра, добавив, что вообще-то апокалиптические прогнозы от металлургов он слышит последние лет 20.
В итоге стороны решили сформулировать свои рекомендации и прогнозы по ситуации, на базе которых союз промышленников и предпринимателей подготовит письма президенту России и председателю правительства.
Первые отклики на дискуссию уже начали поступать.
Так, ОК РУСАЛ сочла необходимым дезавуировать сенсационные высказывания Ивана Солобоева о скором закрытии БАЗа и УАЗа. В компании Олега Дерипаски заявили, что предприятия продолжают работать в обычном режиме и вариант их остановки в настоящее время не рассматривается.
Впрочем, наличие проблем металлурги признают.
«Речь идет о фактически неконтролируемом росте энерготарифов, практически на 50%, и крайне негативном влиянии такого роста на экономику всех предприятий. Ситуация, когда развитие одного вида бизнеса может принести существенный вред другому сектору экономики, недопустима», — признал представитель ОК РУСАЛ Роман Лукичев.