На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил депутат Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области, лидер фракции «Справедливая Россия» Илья Гаффнер— Илья Владимирович, заканчивается первый год вашей работы в качестве депутата Областной Думы. Совпали ли ваши ожидания с той реальностью, с которой пришлось столкнуться при работе парламентарием? Изменился ли ваш взгляд на мир? — Скажу честно: до победы на выборах работу депутата я представлял себе несколько иначе. Казалось, что труд парламентария не особенно сложен, что у меня останется масса свободного времени на другие дела. На деле же оказалось, что работать в Думе не проще, чем в бизнесе. Депутатские обязанности отнимают все время, не остается не только на отдых, но даже на общение с семьей.
Кроме того, эта работа сильно изменила меня самого, мое мировоззрение. Раньше, когда я занимался бизнесом, моя работа заключалась в том, чтобы выводить предприятия из кризиса. Зачатую компании, которыми мне приходилось управлять, находились в тяжелом финансовом положении, и я должен был вывести их на принципиально иной уровень — обеспечить прибыльность, нарастить активы, сократить издержки. Часто это было напрямую сопряжено с сокращением штатов. И я не беспокоился о том, как будут жить эти люди, не ощущал ответственности за их будущее. Сейчас же все обстоит по-другому. Я четко понимаю, что сокращенных людей необходимо трудоустроить, создать такие условия, чтобы они в конечном итоге не остались на улице.
— Каковы ваши главные достижения за этот год? Что удалось сделать? — Я еще относительно молодой парламентарий, отработал менее года. Несмотря на это, у меня «в портфеле» уже есть несколько действительно важных и нужных законопроектов. Так, я стал самым активным лоббистом целого ряда решений по поддержке сельского хозяйства Свердловской области. При моем непосредственном участии на 300 миллионов рублей был увеличен объем технических субсидий сельхозтоваропроизводителям. Также я принимал активное участие во включении программы строительства второй очереди физкультурного оздоровительного комплекса в г. Богдановиче. Кроме того, в течение года я работал над внесением поправок в ряд областных законопроектов. Нельзя не отметить кропотливую работу над Уставом области. В конструктивном диалоге с губернатором мы смогли прийти к компромиссу и завершить работу над главным документом региона.
В результате Устав, этот основополагающий правовой документ, все же был принят в этом году. Конечно, он не идеален, но в нем соблюдены интересы всех сторон. Документ четко приведен в соответствие с федеральным законодательством. И у нас еще будет возможность улучшать его с помощью отдельных правовых актов и законов Свердловской области.
— Как вы оцениваете процесс по формированию бюджета области на 2011 год?— Я наслышан о том, что традиционно в Свердловской области бюджетный процесс происходил достаточно сложно и долго. В этом году все было ровно наоборот. Благодаря кропотливой работе комиссий и комитетов Областной Думы, и прежде всего бюджетного комитета, весь процесс прошел быстро и слаженно.
Как участник комитета по бюджетной политике я смог изнутри узнать этот процесс и принять в нем самое деятельное участие. Мы внимательно изучали все статьи бюджета, общались с профильными министерствами и ведомствами. В итоге представителям исполнительной и законодательной власти удалось прийти к компромиссу. И как следствие, бюджет был принят в рекордно короткие сроки. В этом году мы наблюдали самое быстрое принятие бюджета в истории Свердловской области. Это стало возможным благодаря тому, что все спорные вопросы были отработаны до этого.
— Как известно, проект бюджета представляет областное правительство. Насколько его представители прислушивались к мнению депутатов?— Безусловно, мнение депутатов Думы было учтено. Органы исполнительной власти прислушивались к нам в целом ряде важных вопросов. Это касается и части развития спорта, и вопросов по сельхозтоваропроизводителям, по детским пособиям, пенсионерам.
Итоги нашей работы будут видны в 2011 году. Сейчас, когда бюджет принят, важно контролировать его исполнение, чтобы все наши благие начинания, все принятые нами программы были исполнены в полном объеме.
Отмечу, что прогнозы на следующий год весьма благоприятные. А это значит, что мы можем рассчитывать не только на своевременное финансирование всех программ, но и на дополнительные доходы. Поэтому уже сегодня мы готовимся начать работу над поправками в бюджет. Очевидно, что первые из них будут приняты уже в мае-июне 2011 года.
— Как бы вы в целом оценили работу Думы? Удалось ли депутатам сработаться за прошедший год? Удалось ли достичь взаимопонимания?— Следует отметить, что работа Областной Думы в нынешнем составе начиналась сложно. Поначалу все присматривались друг к другу. Не обошлось и без некоторых конфликтных ситуаций между фракциями. Имело место и противостояние оппозиции и партии власти. Процесс притирки между депутатами занял первую половину года.
Сегодня же можно отметить, что Дума сработалась. Мы быстро поняли, что всех нас объединяет одно — желание работать на благо жителей Свердловской области. У нас у всех один вектор работы, одна цель. Нам важно создать благоприятные условия для жизни свердловчан. Именно это и объединяет нас в решении многих вопросов.
Сейчас Дума действительно работает как слаженный механизм. Во всех вопросах наблюдается конструктивный подход. Если какой-то законопроект действительно плохой, то и сама «Единая Россия» не поддерживает его. При принятии какого-то сложного законопроекта мы ведем переговоры. Порой мы собираемся фракциями у спикера Областной Думы Елены Чечуновой, чтобы разрешить все спорные моменты.
Если же мы, представители оппозиционных партий, и срываем работу Думы (а это сегодня, пожалуй, единственный способ оказать влияние на принимаемые решения), то делаем это не ради собственной прихоти, а исключительно в интересах избирателей, которых мы представляем. Мы всегда объясняем остальным фракциям причину своего несогласия. Такое случается, когда результаты проверки Счетной палаты не отдаются в прокуратуру или же ряд депутатов предлагает продать за бесценок собственность Свердловской области. Все это делается с единственной целью — чтобы бюджет наполнялся, чтобы жителям области жилось лучше.
— Как вы оцениваете совместную работу с областным правительством?— Безусловно, в отношениях с правительством поначалу тоже были притирки. Исполнительная власть в начале года чувствовала себя чересчур вольготно, пыталась диктовать свои условия парламентариям. Такой подход не нравится депутатам, в том числе из фракции «Единая Россия». И мы вместе стали добиваться уважения к законодательной власти.
Так, раньше на заседания комитетов первые лица правительства не являлись. Вместо этого присутствовали начальники отделов. Устав от такой ситуации, мы стали просто снимать этот вопрос с повестки дня. Теперь такого нет. При рассмотрении вопросов на заседания комитетов приходит представитель как минимум уровня замминистра. Хочу отметить министерство здравоохранения, министерство государственного имущества — от них на комитеты приходят сами министры.
В результате была создана вполне рабочая атмосфера. Сегодня правительство выходит с законопроектом и согласовывает его во всех инстанциях. Идет реальное обсуждение, мнение депутатов выслушивается и принимается к работе.
Приведу пример с законопроектом по обслуживанию населения транспортом. Оппозиция его забраковала. В итоге правительство вышло с новым законопроектом, в котором были учтены наши требования, а старый отозвало.
— В этом году большое внимание было привлечено к ситуации, которая складывается в ГУПах Свердловской области. Как вы оцениваете те изменения, которые там происходят? Как известно, в ближайшее время основная масса ГУПов будет приватизирована. Как вы относитесь к этому процессу?— Я поддерживаю процесс приватизации ГУПов, поскольку присутствие государства на предприятии, как правило, резко тормозит развитие бизнеса. Причин для этого много. Это и сложности при согласовании любых изменений, и незаинтересованность менеджмента в результатах своего труда, и нерыночные критерии эффективности работы предприятий. Зачастую государство использует нерыночные механизмы воздействия на ГУПы, например, заставляет их сбывать свою продукцию в определенных регионах, где им это невыгодно. Или же возлагает на них непомерный груз социальной ответственности. Все это тормозит развитие предприятий. Они отстают от конкурентов, начинают проигрывать в конкурентной борьбе.
Все это в полной мере можно наблюдать на примере свердловского птицепрома. Совсем недавно он был одним из лучших в стране, а сегодня стремительно теряет позиции. Я как специалист по антикризисному управлению и превращению убыточных предприятий в прибыльные могу сказать, что мы стремительно упускаем возможности для успешной приватизации нашего птицепрома. По уму, делать это надо было еще несколько лет назад. Сейчас может быть уже поздно.
Как депутат я заинтересован в увеличении доходной части бюджета, поэтому для меня важно, чтобы продажа акций при приватизации принесла как можно больше средств в областную казну. Для этого необходимо стимулировать директоров птицефабрик работать над увеличением стоимости активов, рыночной капитализацией предприятий.
— Почему наша птицеводческая отрасль отстает от конкурентов? — Птицепром — быстроразвивающаяся высокотехнологичная отрасль сельского хозяйства. Внедрение современных технологий в ней позволяет значительно увеличить производительность труда и снизить издержки. Но для внедрения этих технологий нужны значительные инвестиции. Привлечь эти инвестиции в ГУПы просто невозможно. Для государства эти траты непрофильны. Никакой бизнес не готов вкладывать деньги в чужую собственность. Именно поэтому наш птицепром и отстает от соседей, которые давно приватизировали свои предприятия и нашли им вменяемых инвесторов.
Без инвестиций наши предприятия ждут только старые технологии, большая себестоимость, низкая производительность труда. В конце концов они просто не смогут конкурировать с продукцией соседей и обанкротятся. К сожалению, на большинстве предприятий области этот процесс уже идет. Стоимость предприятий стремительно тает. Еще год-другой, и они и даром будут никому не нужны.
— Какие варианты приватизации будут наилучшими для отрасли? — Сейчас рассматривается идея объединить 4 существующие государственные птицефабрики — Свердловскую, Рефтинскую, Первоуральскую и Среднеуральскую — в единое предприятие, а потом продать одному инвестору. Я считаю, что это большая ошибка. Во-первых, на объединении мы потеряем драгоценное время. Во-вторых, в результате такой сделки мы можем потерять значительную часть нашего птицепрома.
Дело в том, что эти фабрики далеко не равнозначны. Первоуральская и Среднеуральская — небольшие предприятия, рассчитанные на обслуживание локальных территорий. По большому счету, они уже сегодня стоят немного. Свердловская и Рефтинская птицефабрики — гиганты федерального масштаба, каждая из них может быть продана за миллиарды рублей.
Если мы объединим эти предприятия и продадим одним лотом, то новый собственник просто закроет Первоуральскую и Среднеуральскую фабрики как нерентабельные и будет развивать только гигантов.
В итоге мы получим меньше денег и массу безработных. Аналогичная ситуация сейчас наблюдается на агрофирме «Северная», в которую вошли в том числе Кировградская и Красноуральская птицефабрики. В результате менеджмент сделал ставку на Красноуральскую, в которую стали вкачивать средства за счет Кировградской, где уже фактически остановлено производство.
Поэтому я считаю, что все птицефабрики нужно продавать по отдельности и как можно быстрее. Для маленьких фабрик нужны локальные инвесторы, заинтересованные в местных рынках. Для крупных — серьезные федеральные холдинги, которые смогут обеспечить им крупные инвестиционные вливания и развитие производства. При этом между производителями возникнет конкуренция, которая будет благоприятно сказываться на ценах.
— Какие основные задачи вы ставите перед собой в 2011 году?— В следующем году все свои силы и энергию я планирую направить на пополнение доходной части бюджета. Так как я бывший бизнесмен и антикризисный менеджер, то я четко понимаю, каким образом можно увеличить доходы казны. В частности, необходимо направлять деньги в точки роста для областного бюджета.
В 2011 году я буду активно заниматься программами «Уральская деревня» и развитием АПК. Сегодня наша деревня — это фактически мини-моногород, у которого есть целая масса нерешенных проблем. Природные условия в нашем регионе таковы, что 50% площадей на полях занято на выращивание кормовых культур для животноводства, 20% — под овощные и технические культуры, и только 30% — под зерновые. При этом качественное зерно — 1-го и 2-го классов — у нас в области не растет. Практически все, что мы собираем, — это фуражное зерно, годное для нужд животноводства и птицепрома.
Именно поэтому мы просто обречены на развитие животноводства в селах и деревнях. Но оно не может развиваться само по себе, необходимо обеспечить производителя техникой, необходимо создать мощности по обработке сырья — молока и мяса. Нужна соответствующая инфраструктура, которая связала бы сельхозпроизводителя с переработчиком и потребителем. У нас есть все возможности для того, чтобы создать мощный животноводческий АПК, надо только заняться решением этой проблемы.
Кроме того, важно развивать уральские деревни. Так, если у нас есть сельхозтоваропроизводство, то необходимо эти территории обеспечить инфраструктурой: провести свет, газ, построить школы, больницы. Нужно создавать новые рабочие места. Без этого мы потеряем деревенскую молодежь: она перестанет возвращаться в деревню после завершения учебы в городе. Если мы поможем сельхозтоваропроизводителю, то тогда наши мини-моногорода заживут нормальной жизнью.