Полпред Президента РФ в УрФО Николай Винниченко решил начать продвижение округа и корректировку его имиджа. Курировать создание некоего «бренда Урала» будет заместитель полпреда Сергей Сметанюк. Расплатиться с государственными телекомпаниями, учеными и PR-специалистами обещают после.
Основой для брендирования решено выбрать природные, социокультурные и исторические достопримечательности субъектов округа. Название задумки рождалось мучительно. В результате миру явился проект «Чудеса Урала». Правда, пока ни целевая аудитория, ни конечный продукт, ни принцип отбора «самых чудесных чудес» не определены. Единения в желаниях потенциальных участников проекта тоже не наблюдается.
После провала попытки создать единое медиапространство, инициированной еще Петром Латышевым, полпредство занялось «Чудесами Урала»«Идея проекта — результат встречи Николая Винниченко с представителями СМИ и блогерами. Директор челябинского ОТВ Светлана Яремчук тогда предложила спроецировать уже работающий у них телепроект на окружной уровень. У всего, что мы будем обсуждать, должен быть конкретный результат», — обнадежил присутствующих конкретикой ведущий сегодняшнего совещания Сергей Сметанюк.
Кроме него в разговоре о будущем имидже Урала собрались размышлять ректора ЕАСИ и УрГУ Сергей Кропотов и Дмитрий Бугров, начальник управления соцполитики правительства Курганской области Сергей Руденко, главред ГУ ОГТРК «Ямал-Регион» Леонид Гусельников, представители Ямала, Челябинской области, Югры и Тюмени рангом пониже. Каждый получил возможность рассказать о своем опыте любви к родному краю и предложить идеи по реализации проекта. Первым шансом воспользовались все, а вот вторым, кроме свердловчан, — только Леонид Гусельников.
Теперь у заместителя полпреда Сергея Сметанюка есть персональный проект«Пока у меня есть вопросы, что это будет в конечном итоге — видеовизитка Урала и каждого его субъекта, перечень артефактов или каталог уникальных природных объектов? Для перехода к практике стоит решить три основных момента: сформировать техзадание проекта, провести закрытый конкурс и параллельную реализацию техзадания несколькими творческими группами, чтобы потом отобрать лучшее, и включить в проект людей, то есть тех личностей, которыми гордится Урал», — предложил он свой вариант полпредству.
Но Сергей Сметанюк не спешил исполнять поручения ямальского главреда, заявив, что совещание призвано вовсе не выработать какое-то решение, а всего лишь спровоцировать общественную дискуссию.
Впрочем, опытный телевизионщик с Ямала, высидевший за последние годы десятки такого рода совещаний в полпредстве, казался не единственным, уставшим от остающихся без ответа вопросов. Сергей Кропотов констатировал, что проект по брендированию Урала давно витает в воздухе, но остается лишь идеей не только из-за того, что губернаторы не готовы делиться возможностью представлять Урал при внешних коммуникациях.
«Западная Сибирь и Урал давно технологически освоены. При этом люди отождествляют себя не с домнами и заводами, а с природой. Но выработка концепции должна быть связана с общей идеологией. Пока мне также не ясно, кто будет потребителем всего этого — внешняя среда или внутренняя?» — задавал далеко не риторические вопросы ректор ЕАСИ.
Светлана Яремчук, Сергей Кропотов и Леонид Салмин (слева направо) готовы работать над проектом в случае конкретизации его целей и задачЗаместитель полпреда слушал его внимательно, даже порывался записывать, но в итоге смог выдать только один короткий комментарий: «Хотел бы уточнить, что мы не вырабатываем идеологию Среднего Урала, а работаем над брендом УрФО».
Что именно он имел в виду, осталось тайной. Зато по-настоящему ценный совет в копилку совещания внесла профессор УрГУ, филолог Мария Литовская.
«Проекту определенно нужна лингвистическая экспертиза. «Чудеса Урала» — это лингвистически неверно. Кроме того, при работе следует учитывать, что среднестатистический турист, например иностранец, привык к определенным словам: экология, толерантность, комфорт. А у нас нет экологии — мы промышленный регион, у нас клещи. Мы не в силах от них избавиться, но надо как-то менять лексику», — дала вводные Мария Литовская.
Спорить с ней никто не решился, впрочем как и спрашивать о стоимости «Чудес». Сергей Сметанюк попросил всех творцов не ограничивать свою фантазию, пообещав потом помочь всевозможными грантами. Но о том, во сколько обойдется новый маркетинговый ход полпредства, можно только догадываться.
Идеей создания бренда УрФО регион обязан телевизионщице из Челябинска Светлане Яремчук Впрочем, некоторые ориентиры все-таки были заданы. В полпредстве сегодня не раз вспоминали, что затраты съемочной группы Леонида Парфенова на четыре серии фильма об Урале «Хребет России» обошлись спонсорам в 4 млн. долларов США. Цифра участникам обсуждения явно пришлась по душе.
Первые официальные распоряжения и постановления обещают принять в феврале 2011 года.
Анна Шабалина