«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Мигранты нужны и в институты, и в палатки
Как гласит опубликованное на днях постановление Правительства, в 2011 году иностранные работники не смогут работать в розничной торговле: а) алкогольными напитками, включая пиво; б) фармацевтическими товарами; в) в палатках и на рынках; г) вообще вне магазинов. Ограничения коснутся и организаций, занимающихся деятельностью в области спорта: те смогут нанять иностранцев из расчёта не более 25% к общей численности своих работников.
Напомню, что подобные миграционные ограничения существуют уже три года: государство отреагировало на череду межэтнических конфликтов; на возмущение местных жителей в ряде регионов, что-де им не дают торговать выращенным урожаем.
Сразу скажу, что достигли, как мне кажется, немногого.
Во всяком случае, автор этих строк, бывая в областях Черноземья и Юга, откуда исходили наибольшие протестные настроения насчёт тамошних базаров, каждый раз убеждался, что иностранцев на них едва ли стало меньше. Просто рядом с гастарбайтером сидит какая-нибудь местная старушка, у которой задача вовремя сказать проверяющим, что именно она — продавец; а стоимость её «услуги» и суммы взятки проверяющим, естественно, легли на цену товара.
Впрочем, так было поначалу, сейчас уже, похоже, всё вернулось «на круги своя».
Не надо быть особо наблюдательным, чтобы удостовериться, кто торгует на улице — теми же овощами и фруктами, и что многие «менеджеры» у алкогольных прилавков не имеют российского гражданства. Одна из объяснимых причин откровенных нарушений бизнесом законодательства — нехватка местных кадров на небольшую зарплату; другая — желание уйти от налогов с использованием «серых» схем по зарплатам.
Так или иначе, но проблема переориентации миграционных потоков с неквалифицированных кадров для торговли на нужных России специалистов-профессионалов в реальный сектор с помощью только вышеуказанных ограничений не решить. Налицо лишь имитация государством бурной деятельности по защите прав россиян на работу: требовали — получите.
Невозможно отделаться и от мысли, что «подсуетились» крупные торговые сети. Там просто-таки спят и видят, как бы устранить конкурентов в лице ларьков и палаток — законодательные инициативы по ограничению там того и сего сыпятся как из рога изобилия.
Сейчас вот выясняется, что вне магазина мигрант отбирать работу у россиян не имеет права, а в магазине — вполне. Что получается? Владельцы ларьков будут вынуждены искать на работу местных, для чего им придётся поднять зарплаты, причём сильно поднять. И в итоге они уже окончательно будут не в состоянии конкурировать по ценам с супермаркетами и начнут закрываться. За работу в которых, кстати, развернётся настоящая борьба среди мигрантов: вакансий мало, желающих много — так что зарплаты там могут и снизиться.
Получится парадокс — борьбой с безработицей её увеличат, поскольку без куска хлеба останутся бывшие владельцы ларьков и палаток, а их не так уж и мало. И уж точно в проигрыше окажутся рядовые россияне. Сегодня конкуренция с мелкой торговлей всё ж таки не даёт «суперам» задирать цены, а что начнётся, когда они останутся в одиночестве?
Согласно обнародованному недавно докладу Всемирного банка (ВБ), Россия по числу трудовых мигрантов занимает 2-е место в мире: ожидается, что по итогам этого РФ примет более 12 миллионов гастарбайтеров; США (1-е место) — около 43 миллионов. Однако, по оценкам российских официальных источников, в России трудятся якобы 6 миллионов иностранцев. Но даже с этой «корректировкой» статистики выглядит странным, что квота по разрешениям на работу для иностранной рабочей силы, утверждённая Правительством на 2011 год, всего 1 745 584 человека и 499 650 человек — по приглашениям на въезд «в целях осуществления трудовой деятельности».
Расхождение между официально разрешённой и нелегальной миграцией объясняется только потребностями российского рынка труда: раз нелегалы находят у нас работу, значит, на них есть спрос. И едва ли наличие в России сегодня 5 миллионов безработных по методологии Международной организации труда, из которых 1,5 миллиона зарегистрированы в центрах занятости, можно объяснить тем, что их места «заняли» иностранцы: понятно, какие это места — те, на которые российский трудящийся из-за низкой оплаты даже не претендует. А вот поле для коррупции тут огромно; как огромен и ущерб казне от неуплаченных с нелегальных мигрантов налогов.
Да, эксперты утверждают, что в России сегодня чуть ли не одно из самых либеральных миграционных законодательств: например, с 1 июля с. г. начала действовать упрощённая процедура получения разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов.
Буквально на прошлой неделе Госдума приняла новые новеллы закона, упрощающего пребывание на территории России иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов и членов их семей. И дай бог, что к нам поехали специалисты.
По прогнозам экономистов и демографов, в ближайшие 15 лет ожидается естественная убыль населения в России порядка 6—7 миллионов человек. И во многих регионах у нас просто некому будет работать, а кое-какие территории и без жителей, и тут будет уже, как говорится, не до жиру — рады будем любому приезжему. И с квалификацией, и для работы в овощной палатке.
Так, может, стоит уже сегодня, как это предлагают ряд учёных и практиков, создавать условия для ассимиляции трудовых мигрантов, стимулировать их к тому, чтобы они ехали в малонаселённые территории, заняться обучением мигрантов специальностям, необходимым для нашей экономики?