«Уральский рабочий» и Любовь Шаповалова: Сошлись в цене
В новом году коммунальным тарифам позволено подняться не выше 15%.
Напомним: в начале нынешнего года понадобилось вмешательство федерального правительства, чтобы остановить вакханалию на рынке коммунальных услуг. На некоторых территориях коммунальные платежи выросли в разы, что вызвало массовое возмущение граждан. В результате правительство заставило поставщиков умерить аппетиты и уложиться в 25-процентную наценку.
Нынче рост коммунальных платежей не должен превысить 15%. Такую планку установило федеральное правительство, этой цифрой руководствуется и региональная энергетическая комиссия, которая утверждает тарифы для населения Свердловской области. Муниципалитеты, которые раньше сами устанавливали нормативы потребления некоторых услуг, с нынешнего года в процессе тарификации не участвуют — федеральный закон целиком передал эти полномочия субъектам федерации.
Из шести позиций, регулируемых РЭК, на сегодняшний день утверждены расценки на электроэнергию и газ: тарифы на электричество вырастут на 10%, на голубое топливо — на 15%. Стоимость горячей и холодной воды, отопления, водоотведения будет зависеть от индивидуальных поставщиков, но общее требование остается неизменным — рост цен не может превышать 15%.
— К сожалению, действия администраций некоторых территорий напоминают манипуляции наперсточников, — сказал на пресс-конференции в ИА «Интерфакс-Урал» председатель региональной энергетической комиссии Свердловской области Владимир Гришанов. — Например, на территории Талицкого городского округа находится с десяток малоэффективных котельных, которые постоянно переходят от одних арендаторов к другим. И каждый предъявляет расчеты, доказывающие чуть ли не двойное удорожание услуг. Очевидно, что мы имеем дело с неэффективным ценообразованием, а по тарифам, как по капле воды, догадываемся об океане проблем, существующих на этой территории.
Разумеется, поставщики услуг всегда будут стремиться взять с потребителей как можно больше, платежеспособность населения их волнует в последнюю очередь. Государственное регулирование тарифов на то и существует, чтобы сдерживать аппетиты компаний, обеспечить баланс интересов. По словам Владимира Гришанова, нынешний 15-процентный коэффициент роста, утвержденный правительством, обеспечивает энергетикам бюджет развития — если они будут оптимально использовать ресурсы. Так что привычные стенания командиров отрасли по поводу того, что она обогревает население себе в убыток, не имеют под собой экономических обоснований.
Как, впрочем, и ссылки на сохраняющееся перекрестное субсидирование: при 10-процентном росте энерготарифов для населения для прочих потребителей он составит в 2011 году 25%. Но в конечном счете за промышленное потребление электроэнергии все равно заплатят граждане, поскольку производители включат ее стоимость в цену товара.
Разумеется, потребители этого могут и не заметить. А вот содержание коммунальной платежки, которую вы получите в январе будущего года, советуем внимательно изучить. Помимо поставщиков услуг и контролеров-тарификаторов существуют управляющие компании, которые не всегда корректно формируют счета. Как показывает практика, порой в коммунальной бухгалтерии можно разобраться лишь с помощью специалистов, а вернуть переплаченные деньги — только через суд.
На вопрос, повысится ли в 2011 году стоимость проезда в общественном транспорте, председатель РЭК ответил довольно уклончиво: мол, обещаний давать не буду, но предыдущего повышения на год должно хватить. Речь шла в первую очередь о Екатеринбурге: здесь проезд с октября стоит 18 рублей.
— Гибкая система тарифов, которую разработала администрация города, позволяет екатеринбуржцам минимизировать транспортные расходы, вплоть до 14 рублей 30 копеек за одну поездку. Это новый подход к формированию транспортных тарифов, и РЭК его поддерживает, — добавил Владимир Владимирович.
Что касается других муниципалитетов, то региональная энергетическая комиссия впервые выделила их в отдельную от областного центра группу. Для нее предельный уровень тарифов на транспортные услуги утвержден на уровне 14 рублей за поездку. Во всех остальных случаях заявки транспортных организаций рассматриваются индивидуально. Пока ни одно транспортное предприятие не подало заявок на пересмотр стоимости проезда в 2011 году. Это, по мнению Владимира Гришанова, означает, что между перевозчиками и потребителями найден баланс интересов. Надолго ли?