«Вечерний Екатеринбург» и Евгений Борисов: К «Ботанической» подъедем на трамвае
В планах по развитию трамвайно-троллейбусного хозяйства — закупка новых вагонов и прокладка новых линий.
Ноябрь для екатеринбургского общественного транспорта — месяц знаковый: 81 год назад по улицам уральской столицы побежал по рельсам первый трамвай. С тех пор утекло через провода немало киловатт, не по разу сменился подвижной состав, древние модели трамваев вроде легендарной «серии Х» уступили место «татрам» и «спектрам», — а Екатеринбург по количеству трамваев и троллейбусов выбился в лидеры среди российских городов-миллионников, уступая по данному показателю только Москве и Санкт-Петербургу. О том, в каком направлении будет развиваться электротранспорт Екатеринбурга в ближайшие годы, рассказал вчера генеральный директор ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление» Александр Мирошник.
По сравнению со многими российскими городами, Екатеринбург сегодня — настоящая трамвайно-троллейбусная «мекка»: по его улицам ежедневно курсируют 470 трамваев и 250 троллейбусов, в то время как в самом «трамвайном» городе России — Санкт-Петербурге — недавно из-за недофинансирования было ликвидировано два депо. Что уж говорить об Иваново, где с городских улиц полностью исчезли трамваи, или Тюмени, отказавшейся от парка троллейбусов. Похожая ситуация сегодня складывается в Воронеже, Архангельске и многих других областных центрах. Тамошние транспортники жалуются на низкую зарплату, медленное обновление подвижного состава, плохое качество путей, изрядную амортизацию трамвайных вагонов — в ряде регионов она составляет 75%. В столице Урала ситуация диаметрально противоположная: муниципальный общественный транспорт администрации города удалось не только сохранить — сегодня регулярно обновляется парк и даже открываются новые маршруты. Если в этом году ЕТТУ приобрело для горожан 5 новых троллейбусов с низкой входной частью и 10 трамваев «спектр», то заявка на следующий год предусматривает расширение парка ещё на 15 троллейбусов и 10 «спектров». Подготовлен проект организации трамвайного движения по улицам Фучека и Серова, а также обустройства большого «кольца» в районе будущей станции метро «Ботаническая». По словам Александра Мирошника, ЕТТУ активно участвует и в разработке линий обычного и скоростного трамваев из строящегося микрорайона «Академический» в центр города. В данный момент обсуждается вопрос, как чисто технически будет выполнена данная идея: либо придётся строить дополнительное «кольцо» у Вечного огня, либо на этом маршруте будут использованы вагоны челночного типа с двумя пультами управления — которые позволят трамваям курсировать между конечными станциями, не тратя времени на разворот.
Ни для кого не секрет, что в Екатеринбурге ежегодно ремонтируется не менее 10 км трамвайных путей. А тем временем на магистралях уральской столицы появляются так называемые выделенные линии: например, на Машиностроителей и Малышева трамвайный путепровод полностью отгорожен от остальной проезжей части, что увеличивает скорость движения в разы. Аналогичный проект будет в ближайшее время реализован на мосту на улице Челюскинцев. Примерная стоимость такого «апгрейда», по приблизительным подсчётам, составит от 16 до 17 млн. рублей за километр пути. Новые вагоны, кстати, — удовольствие тоже дорогостоящее: закупка одной «татры» обходится городу в 25 млн. рублей, а «спектра» — в 11 млн. Но даже слабо разбирающемуся в арифметике человеку понятно: «свои» приобретать выгоднее и для бюджета, и для пассажиров. Чем больше составов — тем больше пассажиропоток, а следовательно, и выручка с рейса. Чем больше выручка с рейса — тем дольше сохраняются установленные тарифы за проезд. Главное — чтобы электрогенерирующие компании не придумали для горожан какого-нибудь очередного неприятного сюрприза с повышением цен за киловатт. Но этот вопрос — уже не к городу и не к транспортникам.