Представители бизнес-школы, внезапно ставшей ненужной во время кризиса, пытаются вернуть к себе интерес. Образовательные программы переписываются в угоду новым экономическим реалиям, однако число желающих получить диплом master of business administration по-прежнему стремится к нулю. Преподаватели пеняют на испорченную мошенниками репутацию, предприниматели не верят в успех устаревшего курса.
Практически любую презентацию программы MBA руководители школ вынуждены начинать с оправданий. В последние несколько лет в обществе сложилось расхожее мнение о бессмысленности и неоправданной дороговизне школы МВА. В бизнес-школе УрФУ эту тенденцию называют осознанным черным PR.
По словам директора программы МВА в УрФУ Александра Дружинина, почти вся негативная информация основывается только на неких проплаченных рейтингах, в которых выпускники МВА показывают себя не как успешные бизнесмены.
«Все эти рейтинги не в пользу МВА — они не очень объективны: они все платные и преподносят выгодную заказчику информацию. Я же действительно считаю, что программа у нас классная», — заявил А. Дружинин.
«Классная программа» — это два года обучения по авторским курсам бывших выпускников МВА и два диплома, один из которых котируется только в России и некоторых странах СНГ. Преподаватели российской программы, как правило, понятия не имеют о методиках своих более опытных западных коллег. Стоимость обучения в Екатеринбурге колеблется от 400 до 800 тыс. рублей.
«Мы, честно говоря, не знаем, как преподается курс в Европе, но, судя по реакции иностранных студентов на мою программу, разница есть», — призналась научный руководитель курсов в УрФУ Лариса Малышева.
Как правило, интерес к бизнес-образованию проявляют уже и без того успешные бизнесмены, желающие найти теоретическое обоснование своим практическим навыкам. Такую тенденцию признают и в самих школах.
«Многие компании не идут в МВА, потому что понимают, что невозможно скопировать чужую идеологию. Там не говорят об актуальном сегодня управлении людьми, там говорят об управлении «винтиками», — отметил директор ООО «Интегративные бизнес-процессы», бизнес-тренер Константин Баранников.
Другой распространенный способ получить диплом МВА — купить его. К примеру, при запросе в поисковой системе Yandex фразы «диплом МВА» предлагается только один вариант: «диплом МВА заказать». Пожалуй, безальтернативность пользователей поисковика ярко демонстрирует уровень интереса бизнес-сообщества к дорогостоящему курсу.
Именно из-за этого только в Екатеринбурге в последние годы появилось множество организаций, предлагающих различные «вариации на тему»: mini-MBA, МВА за месяц, МВА экстерном и тому подобное. Большинство предлагаемых дипломов не имеют ничего общего с оригинальным бизнес-образованием.
«Даже у некоторых самых крупных уральских игроков бизнес-образования лицензия — филькина грамота», — заверил директор ООО «Интегративные бизнес-процессы».
По его мнению, идеология МВА — рациональная идеология управления компанией. Она востребована бизнесом, который все еще живет с верой в то, что рынок можно спрогнозировать. Но в последние лет пять подобная система ценностей перестала работать, и мир перешел в новую социальную фракцию — стремлению к дифференциации.
«В этом контексте МВА — прошлый век», — считает Константин Баранников.
Между тем именно бизнес-школы призваны к формированию предпринимательской среды. Отчасти на это направлена более доступная президентская программа. МВА пока в предпринимательский мейнстрим не попадает. По мнению экспертов, проблема этой школы — ее коммерческая основа. Когда целью образовательной структуры является доход, то снижаются требования и к подбору группы, и к преподавательскому составу.
«В МВА снижены критерии по подбору групп: одновременно обучаются несколько собственников крупного бизнеса и менеджеры. А им говорить внутри не о чем, они не могут работать в предложенных кейсах. При этом подобрать группу только из «топиков» или только из менеджеров в силу финансовых возможностей не получается. Аналогичная проблема с педагогами: приглашается несколько дорогих звезд и дешевые посредственные специалисты», — отметил директор ООО «BIZBERRY», бизнес-тренер Михаил Лабузов.
По его мнению, вслед за кризисным спадом всех открытых программ рухнули и стратегические концепции программы МВА. Реагируя на посткризисное переустройство отечественного рынка, предприниматели предпочитают привлекать преподавателей, которые разрабатывают курсы под конкретные задачи.
И даже единственное оставшееся преимущество программы МВА — статус — теперь также находится под угрозой. Обладатели дорогостоящих дипломов, по признанию коллег, все чаще оказываются либо нефункциональными, либо слишком амбициозными и уходят от работодателя.
Анна Шабалина