ГИБДД подводит первые итоги борьбы с водителями, предпочитающими ездить на автомобилях, стекла которых тонированы сверх новых норм. Техрегламент о безопасности колесных транспортных средств отныне позволяет оштрафовать на 500 рублей практически любого гражданина, стекла авто которого пропускают меньше 30% света. Общественность уже опасается, что в итоге пострадают рядовые водители, автопарки же властно-административных и силовых структур останутся неприкосновенными.
Проверить уровень светопропускания стекол отныне может любой сотрудник Госавтоинспекции в любом городе страны. Правда, проверка должна проходить не на глаз, а с помощью специальных приборов.
«В случае визуального обнаружения признаков административного правонарушения, то есть при наличии чрезмерно затемненных стекол, инспектор останавливает транспортное средство и проводит замер светопропускания. В случае несоответствия установленным требованиям в отношении нарушителя составляется административный материал. Водителю придется заплатить штраф», — говорит заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор милиции Владимир Кузин.
Основной претензией автолюбителей к новому техрегламенту является особое отношение сотрудников ГИБДД к представителям власти. По крайней мере, для жителей Екатеринбурга, к примеру, очевидно, что по улицам города, несмотря на вступление в силу техрегламента, продолжают ездить наглухо затонированные автомобили серий ААА, ОСВ и прочих уважаемых буквенных сочетаний.
В Свердловской области тонированные автомобили у чиновников в честиПредставители официальных структур говорят, что в их деятельности от новаций принципиально ничего не изменится, а по-человечески лично они против тонировки.
«Ничего с 23-го числа для нас не изменилось, так как тонировка на автомобилях администрации Екатеринбурга изначально была установлена в соответствии с ГОСТами, предусмотренными законодательством», — заявил УрБК пресс-секретарь главы Екатеринбурга Константин Пудов.
«Сам я никогда не тонировал свой автомобиль, учитывая напряженность на дорогах. По-моему, необходимо думать именно о безопасности, а не о собственном желании затонировать машину. На то, сколько машин затонировано в аппарате полпреда, я, честно говоря, не обращал внимания», — заявил начальник департамента внутренней и информационной политики полпредства Яков Силин.
«Мой личный автомобиль не затонирован. Считаю, что безопасность на дороге превыше всего, и совершенно не понимаю тех людей, которые тонируют лобовые и боковые стекла. Служебная же машина у меня затонирована. Правда, я не знаю, соответствует ли тонировка требованиям техрегламента. Что же касается думских автомобилей, они числятся на балансе правительства, их тонировка — не в моем ведении», — признает председатель Областной Думы Елена Чечунова.
МВД России официально уверяет: у всех права равны вне зависимости от должности.
«Конституция одна для всех, то же самое могу сказать и о техрегламенте на тонировку. Штраф одинаков для всех нарушителей», — поясняет заместитель начальника управления департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Борисов.
По всей строгости закона чиновников обещают штрафовать и в областной ГИБДД.
«Госслужащий не является каким-либо специализированным субъектом административного законодательства и, соответственно, подлежит привлечению к административной ответственности за правонарушение на общих основаниях», — заявляют в областной автоинспекции.
Впрочем, есть в России, и на Урале в том числе, совершенно неприкасаемые профессиональные группы.
По данным ГИБДД, с повышением штрафа за излишнюю тонировку до 500 рублей число правонарушений по этой статье снизилось в два разаВ соответствии с КоАП особый порядок привлечения к ответственности предусмотрен для сотрудников прокуратуры, судей, депутатов, дипломатических лиц и военнослужащих срочной службы. Их оштрафовать нельзя априори.
Впрочем, у независимых экспертов несколько иные прогнозы. Отдавая должное намерению ГИБДД быть одинаково строгой ко всем, они предполагают, что на практике все будет несколько иначе.
«Принцип законности и Конституция едины для всех. Если же есть люди в нашем российском обществе, которые имеют послабления в ответственности, это неравноправие, а следовательно, дискриминация остальных», — напоминает адвокат Сергей Байгулов.
«На практике ГИБДД не может «воздействовать», к примеру, на машины ФСО. То есть даже если мимо сотрудника ГИБДД будет проезжать, нарушая правила, авто этого ведомства, оно проедет спокойно. В том числе — с тонировкой не по техрегламенту», — говорит адвокат Иван Кадочников.
«В законе сказано, что лица, управляющие транспортным средством с нарушением уровня светопропускания стекол, могут быть привлечены к ответственности. Поэтому сотрудники ГИБДД могут остановить любую машину, ведь сама по себе машина ни о чем не говорит. Ею может управлять кто угодно. В частности, водитель везет депутата и нарушает правила. Естественно, водителя могут привлечь, так как именно он вел машину в момент нарушения. И не важно, кому машина принадлежит», — надеется представитель Федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.
Первые официальные результаты профилактики в Свердловской области уже есть. Ежесуточно выявляется более 300 нарушений. Это примерно в два раза меньше, чем во времена действия штрафа в 100 рублей.
Увы, специальную статистику того, сколько оштрафованных работают в тех или иных органах власти, в ГИБДД не ведут.
Оксана Морозова