«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Бюджет-2011—2013: вариантов свести концы с концами немного
Правительство России готово на этой неделе внести в Государственную Думу проект бюджета на 2011 год и на плановый период до 2013 года.
Бюджет планируется по-прежнему с дефицитом. Но с тенденцией на постепенное его снижение. Если в 2011 году он составит 3,6% ВВП (против нынешнего дефицита в 5,7%), то к 2013 году уменьшится до 2,9% ВВП.
В натуральных числах это выглядит так. Доходы в 2011 году составят 8,84 трлн. руб., расходы — 10,66 трлн. (дефицит 1,82 трлн.); в 2012 году — соответственно 9,5 и 11,24 (дефицит 1,74 трлн.); в 2013-м — 10,38 и 12,17 (дефицит 1,79 трлн.).
Учитывая, что по самым оптимистичным правительственным прогнозам выход экономики России на докризисные объёмы ВВП состоится не ранее 2012 года (по оценкам независимых экспертов речь можно вести о 2014 годе), то, чтобы выполнить все социальные обязательства и попытаться всё-таки модернизировать страну, надо искать пути оптимизации и наполнения бюджета.
И вариантов, чтобы свести концы с концами, немного.
Сокращение расходов — например, на управление (шаги предпринимаются: заявленное уменьшение численности чиновного аппарата на 100 тысяч человек должно дать экономию в 43 млрд. руб.).
Использование казны только целевым образом — на то, что даст реальную отдачу; в Правительстве заявляют, что проект федерального бюджета 2011—2013 годов так и рассчитывается: акцент переносится с мер финансовой поддержки на меры по совершенствованию институциональных условий экономической деятельности; кардинально повышаются требования эффективности расходования бюджетных средств; а главное — с 2012 года государственные долгосрочные целевые программы (ГДЦП) будут включать в себя до 90% расходов федерального бюджета.
Активный заём денег за рубежом и на внутреннем рынке: Минфин планирует, что на 1 января 2011 года совокупный объём госдолга составит 5,0 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг — 3,5 трлн. руб., государственный внешний долг — 1,5 трлн. руб.; а к 2014 году эти долги составят в совокупности 10,8 трлн. руб. (2,3 трлн. — внешние, 8,5 трлн. — внутренние).
Дальнейшее потрошение «заначки»: за кризисный период мы уже израсходовали 3,64 трлн. руб. из Резервного фонда, и по состоянию на начало сентября с. г. в нём оставалось всего 1,23 трлн. руб., — но, как видим, этой суммы не хватит даже на покрытие дефицита будущего года.
Привлечение инвестиций — опять же зарубежных и внутренних, чтобы через более быстрое оживление экономики наполнить бюджет, и можно было бы обойтись без займов либо минимизировать их объёмы.
К слову, есть ещё вариант включения печатного станка, но его резонно отбрасывают, ибо тогда разгонится инфляция, и при слабой экономике и отсутствии резервов мы быстро скатимся в состояние 1980—1990-х годов прошлого века — тотальный товарный дефицит и гиперинфляцию.
Прямо скажем, задача стоит нелёгкая.
С сокращением расходов проблема: на социальные статьи приходится треть всех затрат, а государство планирует и далее увеличивать пенсии, размеры пособий, надо и бюджетников поддержать, да вот и полицейская реформа, и Сочи-2014 встают, судя по проекту бюджета, дороже, чем планировали ранее etc.
ГДЦП — дело экономически обоснованное, но опыт ещё только придётся приобретать, и в переходный период можно «заначку» всю и ухнуть. Расчёт на займы хорош, но при ограниченном объёме ВВП много денег в долг не дадут, да и при неуверенном росте экономики кредиторы выставят такие проценты, что мама не горюй!
Вот и выходит, что наибольшие перспективы — если хотите, в духе самой что ни на есть модернизации — у инвестиционного пути развития. В Минэкономразвития, например, рассчитывают на рост объёма инвестиций в российскую экономику за 3 предстоящих года настолько, что они составят в ВВП 23%. Однако мы знаем, что именно это направление — создание благоприятного инвестиционного климата в стране — у нас и хромает. Причины известны: коррупция, непрозрачность российского бизнеса и т. п.
«Коррупционный рынок» России оценивается экспертами в 300 млрд. долларов в год (это фактически равно доходной части федерального бюджета!); и по подсчётам Всемирного банка, более 48% ВВП России находится «в тени коррупции».
Из-за рисков рейдерских захватов российские компании «замкнуты» в себе, и инвесторы не могут понять, насколько бизнес в России надёжен, — они лишь видят, что большинство российских компаний имеют миллиардные долги по зарубежным кредитам. Ну а то, что законодательное обеспечение притока инвестиций слабое, а налоговое и таможенное регулирование излишне жёсткое — это подчёркивают уже и наверху российской власти.
В результате в нынешнем году, например, чистый отток (!) капитала из страны, прогнозирует Центробанк, составит 8,7 млрд. долларов. Деньгам в России пока некомфортно.