Инициатива свердловского правительства, предполагающая освобождение от налога на прибыль вновь создаваемых предприятий, в нынешнем ее виде достаточно спорная. Даже не знаю, радоваться такой «креативности» наших властей или нет. Но за последние полгода они уже несколько раз смогли меня удивить.
Действительно, по закону часть налога на прибыль находится в ведении субъектов Федерации. Область может отказаться от своей части в качестве некоего стимулирования для какого-то вида деятельности. Юридически это возможно, и такие меры налогового регулирования применяются во многих регионах. В самом факте предоставления таких преференций ничего необычного нет. Но у нас это делается как-то нелогично.
Очень хороший опыт налогового стимулирования накоплен в Калужской области: несмотря на то, что это был достаточно депрессивный регион, за последние 5—10 лет он стал чуть ли не Меккой для иностранных инвесторов. Их заманивали тем, что отказывались от части налога на прибыль, идущей в областной бюджет. Но там льготы предоставлялись не всем новым предприятиям вообще, а целевые. Например, для автопроизводителей на какой-то период закреплялась пониженная ставка налога. В этом-то и была логика. Она более понятна для инвесторов. Стоимость входа, условно говоря, понижается на величину налога на прибыль. Предоставлялись и другие преференции, создавался соответствующий климат. Понятно, что это не единственная мера.
В нашем же случае освобождение от налога на прибыль всех новых предприятий смущает. Налоговая льгота в таком ее виде может стимулировать не тех: она может привлечь не самых добросовестных людей. Некоторые действующие предприятия, желая уйти от налогов, будут просто перерегистрироваться. Даже если в законопроекте есть какая-то оговорка, касающаяся реорганизованных предприятий, она очень легко обходится. Предположим, есть работающее малое или среднее предприятие под названием «АБВ». Оно возьмет и закроется, а вместо него появится новое «АБВ+» — на той же территории, в той же сфере бизнеса, с теми же руководителями, но формально новое. Это предприятие автоматом получает налоговую льготу. Бюджет здесь ничего не выигрывает, только проигрывает эту льготу. Кроме того, при таком развитии событий для бюджета не реализуется главная цель — рост налогооблагаемой базы. Это первый изъян, который я вижу.
Во-вторых, порядок этого освобождения от налогов до сих пор непонятен.
Мне кажется, законодателям еще предстоит поблуждать в процессуальных дебрях проекта. У нас достаточно часто принимаются правильные и нужные законы или подзаконные акты, на практике неисполнимые. Порой воспользоваться предоставляемыми правами чрезвычайно сложно (взять ту же дачную амнистию). Это тоже большая проблема. Предприятия могут просто не поверить, сказать: мы понимаем, что для того, чтобы льготу получить, нужно обить множество порогов, затратить силы и средства, которые даже предоставляемые преференции не покроют.
Если бы от налогов освободили какие-то отдельные категории предприятий (использующих инновации в своей деятельности, например), как это часто делают, — тогда понятно. Любая льгота эффективна, только если она целевая, когда четко понятно, кто и при каких обстоятельствах ей может воспользоваться. Когда предприниматель понимает: если я отношусь к малому бизнесу и отвечаю установленным условиям, я совершенно точно получу эту льготу. Область должна осознавать, что эта преференция может обернуться как прибылью вследствие роста налогооблагаемой базы, так и потерями для бюджета.
В целом власти мыслят правильно, ведь для того, чтобы выйти из депрессии, нужно создавать стимулы, в том числе налоговые. Сейчас все уверяют, что кризис мы пережили, наступил экономический рост. Но надо понимать, что цифры приводятся в сравнении с первым полугодием 2009 года, когда все было крайне плохо. Для дальнейшего роста, по крайней мере, для достижения докризисного уровня нам еще далеко, для этого и нужно создавать стимулы. Существующих (снижение ставок по банковским кредитам, например) уже недостаточно, экономика начинает тормозить, так как весь посткризисный потенциал мы исчерпали.