«Областная газета» и Анатолий Горлов: Когда станет скатертью дорожка?
Грамотно планировать затраты на строительство и ремонт автомобильных дорог, эффективно использовать деньги, повысить качество дорожных работ за счёт внедрения новых технологий и материалов, стимулировать на это подрядные организации, заключать с ними долгосрочные договоры на ремонт и обслуживание автомобильных дорог…
Эти и другие решения были выработаны в ходе заседания президиума правительства Свердловской области, которое прошло в понедельник под председательством губернатора Александра Мишарина. В заседании также участвовали председатель областной Думы Елена Чечунова и заместитель председателя Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области Владимир Никитин.
Вопросы строительства, ремонта и содержания автодорог сегодня вышли на уровень важнейших социальных и политических задач, заявил глава области. Они напрямую связаны с решением другой задачи — повышения качества жизни граждан и укрепления доверия к власти.
— По результатам опросов двадцать пять процентов жителей Свердловской области считают плохие дороги одной из главных проблем региона, — привёл статистику Александр Мишарин. — Среди обращений на сайт губернатора тема неудовлетворительного состояния дорог занимает второе место — сразу после жалоб в адрес ЖКХ. Но в отличие от жалоб на коммунальные службы дорожная тема актуальна в любое время года.
Чтобы представить масштабы задач, которые предстоит последовательно и достаточно оперативно решить, следует привести некоторые цифры. Территорию Среднего Урала пересекают почти 34 тысячи километров автомобильных дорог, в их числе 588 километров — федеральные автотрассы, 11 тысяч километров — дороги регионального значения, а также более 22 тысяч километров улично-дорожной сети муниципальных образований. Дороги областного и местного подчинения имеют, как правило, по одной полосе движения в каждую сторону. Такая нагрузка повышает риск возникновения ДТП, сказывается на сроках доставки грузов и объёмах транспортных расходов, которые затем включаются в стоимость товаров.
Губернатор привёл и такие данные: более 330 населённых пунктов фактически оторваны от дорожной сети с твёрдым покрытием.
— Это означает, что пятая часть деревень оторвана от жизни, а люди ущемлены в своих гражданских правах. Нормативным требованиям не соответствует 40 процентов автодорог, 20 мостов из 720 находятся в аварийном состоянии, 313 - в неудовлетворительном. Доходит до того, что дети, которых доставляют в школу на автобусе, вынуждены выходить из салона и преодолевать опасный мост пешком, — привёл губернатор показательный пример.
Не всегда такое плачевное состояние дел связано с нехваткой средств на поддержание дорожной сферы. Случается, что местные власти перераспределяют дорожные деньги на другие цели. Но всё же от объёмов финансирования зависит очень многое. Как доложил министр транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Сергей Швиндт, по причине постоянной нехватки средств на ремонт и содержание доля автодорог, находящихся в плачевном состоянии, за последние два года выросла с 35 процентов до 40.
Другая проблема: 35 процентов местных автомобильных дорог не имеют хозяев. На них нет никакой документации, а значит, и рассчитывать, что на их ремонт выделят деньги, не приходится. Но есть надежда, что положение постепенно выправится: муниципалитетам поручили срочно оформить право собственности на бесхозные дороги. Тем более, что пример налицо: областным властям удалось получить невиданные прежде средства для ремонта дорожной сети в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Для столицы Среднего Урала и вовсе беспрецедентную для российских регионов сумму — один миллиард 300 миллионов рублей. По сути это тот минимум, который позволяет выдерживать норматив — ремонтировать десять процентов городских дорог, а не один-два процента, как прежде. Если подобный уровень финансирования из федерального центра будет соблюдаться и дальше, а глава области в этом уверен, то есть надежда нагнать отставание в ремонте и содержании дорожной сферы областного центра и других промышленных центров региона.
Главное теперь не «зарыть» эти средства в асфальт, а использовать их с максимальной отдачей. Курс — на грамотное планирование и контроль за расходами, на опережение возникающей ситуации. Например, наблюдать за изменением транспортной нагрузки на дороги и скоростным режимом будут камеры видеонаблюдения. Эта информация позволит муниципальным властям вовремя предпринять шаги по строительству дополнительных развязок и путепроводов.
Создаётся электронная база, единый реестр всех автодорог и мостов на территории области, профильным министерствам дано поручение разработать типовые регламенты содержания улично-дорожной сети, типовые контракты по капитальному ремонту и содержанию автодорог местного значения. Для подрядчиков предполагается создать такие условия, чтобы им было выгодно снижать стоимость работ, использовать новые строительные материалы и технологии. На снижении стоимости подрядных работ в пределах одного процента в ходе проведения конкурсов-торгов в 2009–2010 удалось сберечь один миллиард рублей. Это весьма перспективное направление экономии средств. На заседании президиума областного правительства принято решение организовать постоянный контроль за качеством дорожных работ с использованием мобильных лабораторий для диагностики дорожного покрытия. А долгосрочные договоры с подрядчиками — не менее, чем на пять лет — призваны заинтересовать дорожников в том, чтобы их объект служил как можно дольше.
Возможности для этого в Свердловской области есть: дорожники начали активно применять кубовидный щебень при изготовлении асфальтовых смесей, внедряют синтетические материалы, климатические добавки и присадки в битум и защитный слой дорожного покрытия. По такой технологии строят, например, второе объездное кольцо вокруг Екатеринбурга и новые — наиболее оживлённые — магистрали внутри города. Губернатор дал поручение министерству финансов пересмотреть подход к финансированию дорожных работ в областном центре. И это справедливо.
— Екатеринбург — столичный город, его дорогами пользуются все жители региона, а финансируется он по общей для всех муниципалитетов методике. Екатеринбургу надо повысить коэффициент финансирования, — заявил губернатор.