«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: Монодефицит
Программу поддержки моногородов могут и прикрыть
В проекте бюджета на 2011 год, представленном Минфином, не заложены средства на оказание помощи моногородам, что напрямую касается Свердловской области. Ведь на Среднем Урале промышленность исторически развивалась как город-завод.
Исходя из сложившихся реалий, в числе первых был включен в соответствующую федеральную программу Нижний Тагил. Пройдя все необходимые согласования, ожидал выделения денег Каменск-Уральский. И вот такой облом.
Дать дают, но как взять
Напомним, что в текущем году правительство собиралось потратить на моногорода 27 млрд руб. Из них 10 млрд представляли собой дотации на инфраструктуру, столько же — бюджетные кредиты, из Фонда ЖКХ ожидалось поступление еще 5 млрд. На поддержку малого и среднего бизнеса планировалось дать 2 млрд руб. из федеральной целевой программы.
Но как выяснилось на середину сентября, остаток этих средств составил свыше 7 млрд руб. Причем по статье «льготные бюджетные кредиты» невостребованной оказалась большая часть зарезервированной суммы. И это вызвало вполне логичную реакцию со стороны министра финансов Алексея Кудрина — больше не давать. Минфин не стал закладывать «моноденьги» в финансовый план следующего года, хотя Минрегионразвития запросил такой же объем на 2011 год, как и на нынешний.
Кстати, ни для кого не секрет, почему, остро нуждаясь в финансовой помощи, моногорода плохо используют предназначенные для них средства. Сперва никак не могли определиться с тем, кого отнести к монозависимым, — слишком много было претендентов. К примеру, в Кемеровской области из 16 существующих городов 15 имеют моноэкономику. И резать пришлось, что называется, по живому. Но тем не менее список выглядит внушительно — 335 населенных пунктов.
Для многих же «счастливчиков» оказалось непреодолимым условие —представить комплексный план развития территории. По оценке руководителя Института регионального развития Булата Столярова, «правительство получило вместо проработанных инвестпроектов неинтересный шлак, который в 90% случаев нет смысла финансировать». А те средства, которые выделялись, по мнению Минфина, тратились с низкой эффективностью.
За спасение нужно заплатить
Чтобы преодолеть монозависимость, недостаточно рядом с градообразующим предприятием построить на государственные средства еще несколько каких-то производств. Нужен детально проработанный стратегический план развития. Причем для каждой территории свой, так как все они очень разные. В Свердловской области состояние «здоровья», к примеру, Краснотурьинска с Североуральском, зависит от одного частного холдинга — «Русского алюминия», Каменска-Уральского — от нескольких бизнес-структур, Лесного с Новоуральском — от государства, на который работают местные химкомбинаты. Потому не увенчались успехом планы Минрегионразвития создать некий модельный вариант для всех моногородов. Но и тем организовать изготовление плана собственного спасения было не по силам. Во-первых, из-за отсутствия у муниципалитетов необходимых специалистов, во-вторых, из-за нехватки средств. Ставшему широко известным Пикалево на эти цели пришлось бы потратить почти половину своего городского бюджета.
— Федеральные власти обещают деньги, если мы представим проектно-сметную документацию, — рассказывает глава администрации Пикалево Сергей Вебер, — а компании не хотят ее готовить, если не будет подтверждения финансирования из центра. В бюджете города объемом 88 млн руб. нет 40 млн на разработку проекта.
Получается замкнутый круг: чтобы вылезти из ямы кризиса, нужна финансовая помощь, которая не предоставляется без предъявления инвестпроекта, а для его разработки опять же требуются значительные средства. Потому из 200 инвестзаявок, поступивших из 100 с лишним городов, только 24 оказались более-менее проработанными.
Иные возможности
Но есть и другие источники финансирования. «Мы изучили несколько ситуаций, связанных с взаимоотношениями региона и моногорода, — говорит уже упоминавшийся Б. Столяров. — Несмотря на проблемы, региональные бюджеты способны возмещать выпадающие доходы у таких поселений. Для крупных моногородов объем необходимого замещения находится на уровне 2—3 млрд рублей. Для регионов с бюджетами в 50—60 млрд это вполне подъемные суммы».
Хотя главное, конечно, заключается в понимании, что проблемы с моногородами возникли не вчера и не сегодня, и их решение есть долгий и кропотливый процесс. Чтобы выстоять в очередной кризис, периодическое наступление которого является производной от рыночных отношений, советуют эксперты, нужно создавать местные стабилизационные фонды. В настоящий момент Бюджетный кодекс запрещает устраивать подобные заначки на муниципальном уровне, но нужно хотя бы сконструировать эффективный инструмент по перемещению денег из федерального центра туда, где они необходимы.
С одной стороны, мы постоянно говорим о необходимости повышать конкурентоспособность отечественной промышленности, с другой — градообразующие предприятия продолжают нести серьезную социальную нагрузку: от подачи тепла в долг жилому сектору до прямого содержания объектов городской инфраструктуры. И очевидно, что в случае форс-мажора бизнес все это скинет с себя на местную власть со всеми вытекающими отсюда последствиями для социальной стабильности.
Поступиться принципами?
Единственный выход в этой ситуации, считают эксперты, это передача на местный уровень денег и принятие решений. Это в корне противоречило бы взятому курсу на централизацию всего и вся. И когда практикуемый режим ручного управления не срабатывает, то возникает желание программу вроде оказания помощи моногородам закрыть совсем.
Но тут возникают риски, о которых власть вынуждена помнить. Ведь изначально программа помощи моногородам была политическим решением. И политический аспект усиливается ввиду приближающихся госдумских и президентских выборов. Так что скорей всего программу совсем не закроют, а различными способами будут пытаться сократить число ее участников.
В качестве утешительного приза моногородам, оказавшимся вне программы, будут предлагаться различные альтернативы. Судя по заявлению заместителя министра финансов Антона Силуанова, это уже происходит. По его словам, моногорода могут обращаться за поддержкой в спецфонд, капитал которого составляет 30 млрд руб. Но там тоже нужен детально проработанный инвестпроект, расходы на который тощему муниципальному бюджету не потянуть.