«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: Экономика России не выдерживает конкуренции
Всемирный экономический форум (ВЭФ) — тот, что проводит ежегодные встречи в Давосе, — опубликовал глобальный отчёт о конкурентоспособности экономик различных государств (The Global Competitiveness Report) на 2010—2011 годы. В списке из 139 стран Россия заняла 63-е место — такое же, как и в отчёте прошлого года.
Наша экономика занимает «конкурентную» нишу между Словакией, Турцией, Шри Ланкой (60—62) и Уругваем с Иорданией (64—65). Замыкают рейтинг страны почти сплошь африканские (три последние — Бурунди, Ангола, Чад). В лидерах же — Швейцария, Швеция, Сингапур, США, Германия, Япония. Наши партнёры по БРИК хоть ненамного, но также обгоняют нас: Китай — 27-е место, Индия — 51-е, Бразилия — 58-е. «Утешить» может лишь то, что среди стран бывшего СССР у России 4-е место, впереди нас лишь Эстония, Литва и Азербайджан.
Рейтинг рассчитывается по 12 индексам инвестиционного климата. Увы, но по сравнению с предыдущим годом Россия усилила свои преимущества лишь по 3 индексам: «инфраструктура», «высшее образование и профессиональная подготовка» и «технологический уровень». По остальным 9 индексам — «эффективность рынка труда», «здоровье и начальное образование», «инновационный потенциал», «размер рынка», «макроэкономическая среда», «конкурентоспособность компаний», «эффективность рынка товаров и услуг», «качество институтов» и «развитость финансового рынка» — наши позиции ухудшились.
Приходится констатировать, что прогнозам, которые озвучивались в начале мирового кризиса, — что мы в состоянии, воспользовавшись накопленными ранее финансовыми ресурсами, не только сохранить потенциал своей экономики, но на выходе из фазы глобального потрясения буквально рвануть в развитии страны и выбиться в конкурентные лидеры, — сбыться пока не суждено.
Государство истратило на поддержку бизнеса и покрытие бюджетного дефицита львиную долю одной из главных заначек — Резервного фонда (по данным Минфина, максимальный его объём пришёлся на март 2009 года — почти 4,87 трлн. руб., к началу сентября с. г. осталось уже менее 1,3 трлн. руб.). Но данные ВЭФ прекрасно иллюстрируют, что экономика страны так и не задействовала потенциал развития. И судя по экспертным оценкам форума — на мой взгляд, справедливым, — происходит это потому, что в России ничего не изменилось в решении ключевых проблем, тормозящих развитие бизнеса. Это коррупция, ограниченный (только для «избранных»!) доступ к финансам, несовершенное налоговое регулирование.
Эксперты так и говорят (цитирую в авторском переводе с оказавшейся в распоряжении редакции английской версии доклада): «Жёсткое регулирование внешнеэкономической деятельности, иностранного участия, серьёзные ограничения в сфере торговли, неэффективная антимонопольная политика — проблемы, из-за которых страдает конкурентоспособность России».
В самом деле, какой инвестор с новыми технологиями придёт на российский рынок и когда это отечественным инновациям будет зелёный свет, если в ключевой сфере — «Эффективность рынка товаров и услуг» — мы, по оценкам ВЭФ, на 123-й строчке. И это — очевидный результат отсутствия достаточных гарантий прав собственности, неразвитости финансового рынка, низкого уровня стандартов корпоративного управления и самое главное — огромной доли государства в экономике. По всем этим позициям наше положение в рейтинге ВЭФ — как у африканских стран.
По большому счёту, государство (его доля в экономике России составляет примерно 45—50%, в то время как среднемировые показатели в полтора раза меньше), которое по определению собственник неэффективный, беря на себя слишком много, развращает и бизнес. Предприниматель в силу потенциальной несвободы (взять и отобрать, подмять под себя — это у нас по-прежнему раз плюнуть) спешит извлечь хоть какую-то выгоду сегодня; что будет завтра — он даже не задумывается. В последний месяц немало сказано про спекулянтов на рынке продовольствия. Звучат призывы к заморозке цен. Но надо понимать, что «засуха», «пожары» etc — это отговорки; на самом деле бизнесу представился удобный момент — кто его знает, как поведёт себя государство завтра? — вот он и готов идти во все тяжкие. А была бы на отечественном рынке конкуренция, то «севшие на муку и гречку» сельхозпроизводители и торговые сети вмиг бы обанкротились, придерживая товар, потому что нашлись бы те, кто реализовывал бы его по демпинговой цене…
Увы, приходится констатировать и то, что государство делает подчас весьма неуклюжие шаги, приглушая и гражданскую инициативу, — а это также индикатор инвестиционной привлекательности. Скажем, когда на региональном уровне пытаются поставить в унизительную зависимость от государства местное самоуправление — бизнес ощущает, что следующим, кого «прижмут», может оказаться он.
Так что задача повышения конкурентоспособности экономики, как мне кажется, лежит сейчас более в политической плоскости. Государство должно создать условия для того, чтобы частный бизнес мог мобилизовать свои ресурсы на перспективу, а гражданское общество должно быть уверено, что его мнение в государстве — весомо.