Федеральное правительство передумало поддерживать российские моногорода, не известив об этом региональные власти. Пока губернатор Свердловской области Александр Мишарин готовится к поездке по промышленным муниципальным образованиям региона, Министерство финансов РФ фактически объявило об отказе от пролонгации программы по выделению средств наиболее проблемным территориям. Впрочем, часть денег наши города получить все-таки успели.
По данным федеральных СМИ, в ближайший трехлетний бюджет средств на развитие моногородов заложено не будет. Мотивировка проста: даже те 27 млрд. рублей, которые были запланированы на 2010 год, так и не потрачены. Планировалось, что из этой суммы 10 млрд. рублей будут израсходованы на инфраструктурные дотации, 10 млрд. — на бюджетные кредиты, 5 млрд. — на развитие ЖКХ, и 2 млрд. — на ФЦП поддержки малого и среднего бизнеса. Но моногорода за деньгами не торопятся: большинство заявок, поданных в Минрегионразвития, оказались, официально выражаясь, не подтверждены какими-либо проектами; попросту же говоря, представленные планы оказались безграмотными.
В результате из 27 моногородов, признанных нуждающимися, более или менее внятные средства пока получили только три — наш Нижний Тагил, а также Тольятти и Сокол.
Александр Мишарин после выхода из отпуска планирует посетить Асбест, еще не потерявший шансов на федеральную поддержкуВ Тагил ушло уже более 700 млн. рублей. Начато финансирование части проектов Каменска-Уральского: получено 500 млн. рублей в качестве субсидии на капремонт домов. Уже подписано соглашение о выделении городу в этом году 119 млн. рублей на поддержку малого и среднего бизнеса. Готовится экспертиза проекта по строительству ТЭЦ и путепровода на сумму 1,2 млрд. рублей.
«Нам сказали, что средства будут выделены после официальной экспертизы проекта. Получается, что на этот год по программе мы деньги получили. Но у нас были планы и на следующий, и на 2012 годы. Общая сумма оценивается в десятки миллиардов рублей. В связи с последней информацией мы не знаем, чего ждать», — рассказала представитель администрации Елена Шеремет.
Зато администрация губернатора Свердловской области по-прежнему рассчитывает на федеральные деньги в долгосрочной перспективе. В ближайшее время Александр Мишарин отправится в Асбест, который, несмотря на включение в программу, судя по всему, пока не видел живых денег, и будет открывать там новое производство. Правда, проект развития Асбеста уже получил предварительное согласование в Минрегионразвития, и при хорошем раскладе город может рассчитывать на финансирование до конца 2010 года.
Ожидания же большинства моногородов могут не оправдаться даже в текущем году. На рассмотрении правительства остаются проекты распоряжений по 10 территориям на общую сумму 4,6 млрд. рублей. Пока невостребованными остаются 7,6 млрд. рублей, эти деньги, по-видимому, уже не достанутся никому. Внешэкономбанк успокаивает: он не будет отказывать в кредитных средствах тем, кто бюджетной поддержки получить не успел.
Впрочем, выстроится ли очередь за кредитами ВЭБа — большой вопрос. Согласно распространенному мнению, так называемым проблемным территориям на самом деле поддержка такого типа не очень-то нужна.
Федеральный центр упрекает моногорода в неспособности создать внятные проекты для получения средств«Поскольку программа не находит спроса, она сворачивается Минфином. Политика «точечных» денежных инъекций правительства могла сработать — правда, все равно частично — лишь в случае быстрого V-образного восстановления экономики. Проблема, вообще говоря, не в деньгах на данный момент, а в отсутствии спроса на инновации», — заявил УрБК главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
Для по-настоящему серьезных перемен инновационного масштаба требуются более серьезные инвестиции, но федеральный бюджет слишком слаб даже при достаточно высоких ценах на нефть. Для модернизации производства — а именно этого и не хватает большинству моногородов — нужны совместные вложения как государства, так и предприятий. Однако у производителей нет средств даже на софинансирование.
«Это структурные проблемы экономики, которые программа поддержки моногородов не решала и не могла решить», — считает эксперт.
Другая версия, которую эксперты высказывают более осторожно, — продолжение экономического кризиса. Именно эта причина могла заставить Минфин отказаться от сомнительной в плане эффективности программы в ожидании предстоящего роста дефицита бюджета. Так или иначе, суждено ли сбыться надеждам нескольких десятков городов на диверсификацию экономики, пока непонятно.
Анна Шабалина