Обзор прессы
16.09.2010

«Аргументы недели Урал» и Виктор Андриянов: Осеннее «обострение» в ЖКХ

Минула отпускная пора, и екатеринбуржцам вновь пришлось столкнуться с проблемами в сфере ЖКХ: часто за жилищно-коммунальные услуги приходится платить намного больше, чем нужно, при этом качество услуг «хромает». Это напрямую связано с «коммунальным беспределом» частных управляющих компаний, обслуживающих жилую недвижимость в городе — те «кладут себе в карман» часть средств, поступающих от жильцов. Но винить лишь недобросовестных бизнесменов нельзя, поскольку сама система ЖКХ имеет целый «букет болезней»: за обслуживающими организациями не установлен должный контроль уполномоченных органов, не обеспечена прозрачность тарифов на их услуги и т.д. О конкретных решениях самых насущных проблем ЖКХ Екатеринбурга — в нашей публикации.

То, что в настоящее время происходит в системе жилищно-коммунального хозяйства, можно назвать рыночными отношениями, но им пока очень серьезно не хватает цивилизованности, что ощущают на себе многие жители Екатеринбурга. Это подтверждают эксперты, опрошенные корреспондентом «Аргументов недели». По словам Президента компании «Уралнефтегазстрой», кандидата экономических наук Алексея Есаулкова, на сегодня жилая недвижимость в Екатеринбурге в основном обслуживается частными управляющими компаниями. Большинство таких компаний работает нестабильно и через 4-5 лет сворачивает свою деятельность, сразу же открывая новую управляющую компанию с теми же учредителями. Делается это для того, чтобы присвоить деньги горожан, перечисленные на капитальный ремонт их подъездов. «Проходит пятилетка, и выясняется, что нет ни управляющей компании, ни денег на капитальный ремонт, а новая компания ни за что не отвечает. Таким образом, наши деньги уходят в карманы «предприимчивых» коммунальщиков. Необходимо поставить заслон этому «коммунальному беспределу», — отмечает эксперт.

Ситуацию усугубляет незаинтересованность некоторых управляющих компаний в установке приборов учета коммунальных услуг. По словам председателя екатеринбургского ТСЖ «Заря» Александры Крагель, установка счетчиков позволяет экономить значительные суммы денег, но некоторые УК в этом не заинтересованы, так как их убытки покрываются из муниципального бюджета.

Очевидно, одна из «болевых точек» системы ЖКХ — недостаточная контролируемость работающих в этой сфере организаций, прежде всего, управляющих компаний. Что именно нужно контролировать и кому? Алексей Есаулков считает, что необходим контроль со стороны депутатов городской Думы, милиции, санитарных служб и других контролирующих органов за тарифной политикой управляющих компаний, за расходом средств, полученных ими от потребителей услуг. Также следует внести в законы конкретные критерии оценки управляющих компаний, которые претендуют на эксплуатацию жилой недвижимости.

Еще одно решение, названное экспертами, — это создание саморегулируемых организаций ЖКХ (СРО). По замечанию заместителя исполнительного директора Союза предприятий жилищно-коммунального комплекса Свердловской области Татьяны Москвиной, в частности, для членов СРО обязательно наличие сертификатов у сотрудников на осуществление различных видов деятельности. Таким образом, развитие и рост количества СРО ЖКХ способствует увеличению уровня профессионализма предприятий, обслуживающих жилищный фонд.

С тем, что создание саморегулируемых организаций необходимо, согласен и Алексей Есаулков. По его словам, в задачи саморегулируемых организаций будет входить следующее: аттестация организаций ЖКХ — членов СРО (на сегодня государственная аттестация коммунальных предприятий отсутствует); ответственность за членов СРО в части их действий по управлению жилым фондом; разработка публичных стандартов обслуживания; разработка конкурсной документации по заказу муниципалитета или ТСЖ; проведение конкурса среди организаций ЖКХ — членов СРО по выбору ТСЖ; ведение реестра надежных управленцев в ТСЖ и независимых председателей.

Создание саморегулируемых организаций в ЖКХ — это не единственная эффективная мера против «коммунального беспредела» некоторых управляющих компаний. По словам Алексея Есаулкова, также нужно утвердить стандарт качества и паспорта проблем дома, с разъяснением прав граждан через СМИ и Интернет. Еще один необходимый шаг — создание телефона «горячей линии» по вопросам предоставления услуг ЖКХ при администрации города, района и приемных депутатов городской Думы. Президент компании «Уралнефтегазстрой» уверен, что это позволит «наказывать рублем» недобросовестные управляющие компании и принудит их выполнять договоры с жителями. «Например, помывку подъезда за те же деньги, что мы сейчас платим за уборку мест общего пользования, может производить клининговая компания, а не уборщица из Таджикистана, которой управляющая компания платит копейки, а «сэкономленные» средства кладет себе в карман», — говорит он.

Говоря о наведении порядка в работе организаций, обслуживающих жилой фонд, нельзя не обратить внимание на передачу дома из управляющей компании в ТСЖ. Как показывает практика, часть финансовых средств при этом может «потеряться», несоответствия могут обнаружиться и в отношении технической документации на жилой дом. Как этого избежать? Алексей Есаулков считает, что администрация Екатеринбурга и депутаты городской Думы должны четко прописать механизм передачи дома из управляющей компании в ТСЖ. У жильцов должна быть гарантия, что все финансовые средства будут переведены со счета на счет в новую компанию. Это касается и технической документации на жилой дом. Для этого необходимо создать при БТИ и АТИ электронный архив технической документации на инженерные объекты общественного назначения (сети многоквартирных домов, поселков). Контроль соответствия документации нужно проводить при выдаче паспорта готовности к отопительному сезону. Также, по мнению эксперта, следует определить систему штрафов и предупреждений для управляющих компаний при невыполнении требований по предоставлению и передаче документации, при создании ТСЖ.

Как следует из пояснений экспертов, одно из главных требований к системе ЖКХ — прозрачность всех процессов в ней. Это касается, в частности, платежей за жилищно-коммунальные услуги. Так, для платежей собственников жилья за капитальный ремонт прозрачность не характерна. Как сделать так, чтобы эти деньги «работали» на самих жильцов, и это можно было бы проверить? Алексей Есаулков предлагает направлять платежи за капитальный ремонт на страхование квартир и коммунальных сетей внутри жилого дома по аналогии с медицинским и автомобильным страхованием. «В данном случае, и капитальный ремонт дома, и косметический ремонт квартиры соседа снизу, если вы его случайно подтопили, будут производиться за счет страховой компании. Благодаря этому платежи за капремонт станут реальными деньгами, которые начнут работать на каждого жителя города», — поясняет он.

Вместе с тем, стремительно растущие платежи екатеринбуржцев за жилищно-коммунальные услуги — это очень серьезная и сложная проблема в сфере ЖКХ, поэтому она требует целый комплекс мер по ее устранению. Как же сделать платежи обоснованными, чтобы горожане не переплачивали за «коммуналку»? Алексей Есаулков отмечает, что для этого необходимо усилить конкуренцию на рынке ЖКХ — за счет появления муниципальных управляющих компаний. Они должны обладать собственной материальной базой, ресурсами и опытом эффективной эксплуатации недвижимости, иметь штат квалифицированных кадров, достаточный для выполнения задач, за которые они берутся. Муниципалитет, в свою очередь, должен утвердить на основе выработанных стандартов минимально дешевый уровень обслуживания населения и опубликовать эти тарифы в средствах массовой информации. Муниципальные управляющие компании должны работать по этим тарифам. Минимизировать расходы на предоставленные коммунальные услуги нужно и за счет сокращения общегородских расходов. В частности, в каждом подъезде необходимо установить датчики по свету, вместо старых оконных рам — двойные стеклопакеты.

Отдельных решений требует проблема с высокими расходами горожан на оплату теплоэнергоресурсов. Можно ли что-то предпринять? По мнению Президента компании «Уралнефтегазстрой», мэрии необходимо заключить прямой договор с Белоярской АЭС — это приведет к снижению цены на электроэнергию на 10-20%. Как добавляет Алексей Есаулков, в перспективе городу нужна своя газотурбинная электростанция, которую можно разместить в черте города. По своим характеристикам это экологически чистая и экономически выгодная электростанция. Ее ввод в строй приведет к снижению тарифов не только на свет, но и на тепло.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
11.10.2011 Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин: Управляющие компании должны получать деньги только за свои услуги, а не быть посредниками в платежах

УрБК, Москва, 11.10.2011. В Министерстве регионального развития РФ состоялось совещание по вопросу автоматического ...

19.04.2011 «Уральский рабочий»: Есть идея объединиться

Управляющие компании Екатеринбурга могут объединиться в профессиональную ассоциацию. Эта идея была озвучена на ...

17.03.2011 Министерство регионального развития РФ: Половина россиян недовольна обслуживанием управляющих компаний

УрБК, Москва, 17.03.2011. Около половины граждан России, сталкивающихся с работой управляющих компаний, которые ...

14.04.2010 Депутат свердловской Областной Думы Владимир Машков: Чтобы отрегулировать рынок ЖКХ, нужно четко определить критерии качества работы управляющих компаний

УрБК, Екатеринбург, 14.04.2010. «Ни для кого не секрет, что в адрес управляющих компаний и ТСЖ Екатеринбурга в наше ...