Вступление России в Таможенный союз вскрыло ряд проблем существующих пунктов пропуска через границу. Росграница решила всерьез заняться наведением порядка, изменив для начала законодательство. Ожидается, что процедура прохождения пограничного пункта для граждан станет высокотехнологичной, быстрой и даже приятной. А вот бизнесу, скорее всего, нововведения не сулят ничего хорошего. Как сделать мечты реальностью, члены коллегии Росграницы обсудили в Екатеринбурге.
В 2009 году Росграница провела мониторинг российских пунктов пропуска. Оказалось, что ключевые их проблемы схожи: недостаток помещений, технического оснащения и малая пропускная способность пунктов. Причина, по версии чиновников, кроется в несовершенстве законодательства. На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, которые, к сожалению, в некоторых случаях противоречат сами себе. В результате Росграница решила подготовить единый закон, в котором будет прописано все — от понятия пункта пропуска до числа банкоматов на его территории.
В ведении уральского управления Росграницы на сегодняшний день — 25 пунктов пропуска в Свердловской, Курганской, Тюменской, Челябинской областях и Югре. На территории Свердловской области пока всего один пропускной пункт — аэропорт Кольцово, который был открыт в 2009 году. По заявлению руководителя уральского управления, это же пока и единственный воздушный пункт на Урале, который соответствует сегодняшнему законодательству. Пропускной пункт в аэропорту Сургута, второй по величине, имеет ряд недостатков в техническом оснащении и удобстве прохождения пункта. Баландино (Тюмень) и Рощино (Челябинск) вообще не выдерживают пиковых нагрузок.
Ведомство планирует модернизировать хорошо работающие пункты и закрыть неэффективные — те, которые простаивают из-за недостатка пересекающих границу. На Урале таким пунктом станет в том числе Когалым. В федеральное ведомство уже внесено соответствующее предложение.
Задача Росграницы — оптимизировать работу пропускных пунктов и создать несколько эффективных точек — хабов. Одним из восьми таких российских аэропортов станет и Кольцово. Ведомство полагается на зарубежный опыт. Желание сосредоточить потоки связано опять же с оптимизацией средств: лучше, когда они вливаются в несколько эффективных точек, а не «размазаны» по всей стране. Однако как быть с удобством для пассажиров, остается не ясно.
Всего на реорганизацию пропускных пунктов Федерация выделяет 30 млрд. рублей. Планируется, что в России до 2017 года появится еще более 200 пунктов пропуска. Об этом заявила начальник Управления государственной политики в сфере обустройства государственной границы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Елена Китова.
Напомним, в 2011 году заканчивается действие старой программы по развитию границы. В этом году необходимо подготовить новую шестилетнюю программу развития.
Как рассказал заместитель главы Росграницы Юрий Бородин, на сегодняшний день существует проблема содержания пропускных пунктов. Зачастую ведомство не может договориться с собственниками помещений. Готовящийся законопроект должен снять все разногласия: помещения под пропускные пункты собственники должны будут предоставлять в пользование на безвозмездной основе. У тех же, кто сомневается, просто не будет точек пропуска. Законопроект еще не готов, но передовой пропускной пункт Урала уже смирился со своей участью. В ходе заседания коллегии представители ОАО «Аэропорт Кольцово» подписали договор передачи в безвозмездное пользование ФГУ «Росгранстрой» имущества под размещение государственных контрольных органов для осуществления ими контрольных функций в пункте пропуска. Затраты же на эксплуатацию пункта будут лежать уже на федеральном бюджете.
Кроме того, пропускные пункты планируется технологически обновить. Одной из перспектив ближайших 2—3 лет является газовый анализатор. По словам главы уральского управления Росграницы Александра Потапова, это устройство будет на расстоянии метра распознавать, есть ли в багаже взрывчатые, наркотические вещества и прочее.
Очередной сферой наведения порядка станет персонал. Граждане наконец-то получат сервис европейского уровня. Для мотивации работников пропускных пунктов уже сейчас Росграница проводит конкурсы на самых улыбчивых и приветливых сотрудников.
«Когда мы проводили мониторинг, неприятно было слышать: «Откроем сумку» — или: «Проходим». Нужно говорить: «Пожалуйста, откройте сумку» — или: «Пожалуйста, проходите». Нужно, чтобы у человека, пересекающего границу, оставались самые положительные впечатления», — рассказал глава уральского управления.
Для доведения проекта до ума явно предстоит провести еще не одно заседание. Остается надеяться на то, что нововведения пойдут гражданам на пользу, чего нельзя сказать о бизнесе: Росграница не скрывает, что хотела бы контролировать число торговых точек, банкоматов, заведений общепита и прочих коммерческих сервисов на территории пропускного пункта. Возможно, сегодняшнее количество покажется чиновникам излишним и кому-то придется уйти.
Алена Тымонюк