Крупнейшие заводы уральской столицы на месяц превратятся в выставочные залы и арт-галереи. К такой творческой находке решили прибегнуть власти города и зарубежные художники для проведения в Екатеринбурге первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Основная экспозиция выставки сегодня уже начала работу в здании типографии «Уральский рабочий».
Ознакомиться с основным проектом биеннале приехали свердловский министр культуры и туризма Алексей Бадаев, заместитель главы Екатеринбурга по социальной политике Михаил Матвеев и гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. Чтобы проконтролировать назначение выделенных федеральных средств, в Екатеринбург также прибыл заместитель министра культуры РФ Павел Хорошилов.
Михаил Миндлин, Михаил Матвеев, Алексей Бадаев и Павел Хорошилов на открытии биеннале «Ударники мобильных образов» Напомним, Уральская индустриальная биеннале современного искусства была учреждена весной текущего года. Сегодня же она под названием «Ударники мобильных образов» объединяет 59 работ 54 художников и художественных коллективов из России, Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Израиля, Испании, Мексики, Польши, США, Финляндии и Китая.
На площадках проекта, главной из которых является здание типографии «Уральский рабочий» на проспекте Ленина, на суд критиков представлены произведения современного искусства, выполненные в разных жанрах. В их числе инсталляции, сделанные по эскизам художников, фотографии, живопись, большое количество как документальных, так и игровых видеофильмов. Дополнить свои работы кураторы проекта поспешили и остатками творчества рабочих уральской типографии. Впрочем, не все любители прекрасного сегодня смогли оценить такие шедевры. Как выяснилось в ходе экскурсии, сами кураторы пока также затрудняются с трактовкой «современных произведений», представленных на биеннале.
Так, открывает выставку стена из одинаковых офисных разорванных папок московского художника Алекса Булдакова. Как объяснил сам автор произведения, предлагавший журналистам купить свое 10-минутное видео с демонстрацией создания проекта, его творчество не что иное, как результат ярости и подорванного терпения униженного менеджера.
Стена из офисных разорванных папок московского художника Алекса БулдаковаДалее на суд общественности представлен остроумный и сатирический видеоперформанс американца Джимми Дурама. Видео демонстрирует, как художник-бюрократ утилизирует бытовую технику.
Видеотворение американца Джимми Дурама на уральской выставке«Это необычный и новый для России проект. Художники постарались обыграть в своих работах тему заводов и предприятий. В то же время биеннале будет говорить не только о заводах, но и о влиянии индустриальности на мировоззрение, повседневность и взаимоотношения людей», — заявила комиссар биеннале Алиса Прудникова в ходе пресс-конференции.
Также на выставке представлен усыпанный бриллиантами череп под названием «Ради любви к богу». По словам куратора Екатерины Деготь, это символ современного искусства в его худших проявлениях.
Копия бриллиантового черепа художника Дэмиена Херста на уральской биеннале Далее куратор проекта Екатерина Деготь продемонстрировала журналистам инсталляцию «Результат множества вещей», которая представляет собой кирпичную стену, из которой торчат денежные купюры. Пробоина в стене имеет очертания человеческой фигуры.
Инсталляция «Результат множества вещей» с множеством десятирублевых купюр «Это стена нового режима, нового порядка. Роль человека здесь также зафиксирована», — попыталась раскрыть идею творения Екатерина Деготь.
Кураторы проекта также похвастались и наличием на выставке черно-белой рекламы эротических услуг, собранной в Екатеринбурге в середине 90-х годов уральским художником Виталием Воловичем. Познакомили журналистов и с инсталляцией украинских авторов, которые исследуют изменения городской среды.
Черно-белая реклама эротических услуг, украшавшая улицы Екатеринбурга в середине 90-х годов«На круглом макете авторы пытались продемонстрировать, как сегодня скверы вырубаются, чтобы уступить место высотным жилым комплексам, а площадки превращаются в торговые центры, музыкальные школы — в паркинги»,— пояснил куратор Космин Костинас.
Инсталляция украинских авторов по изменению городской среды, представленная на уральской биеннале Также сегодня журналистам продемонстрировали портативную модель другой выставки, умещенную в чемодане, портреты спящих художников и композиции фотографий из Интернета.
Портативная модель выставки в чемодане Впрочем, это далеко не все творения, привезенные в Екатеринбург. Спецпроекты выставки размещены также на четырех крупнейших действующих предприятиях Екатеринбурга на площади более 40 тысяч квадратных метров. В числе таковых — Верх-Исетский металлургический завод, Уралмаш, Свердловский камвольный комбинат и Завод по обработке цветных металлов (ОЦМ). Выставки, экспозиции и перформансы будут проходить в дополнительных помещениях, отдельных пристройках. Проход на заводы будет осуществляться по билетам выставки.
По признаниям организаторов уральской биеннале, общий объем финансирования проекта составил 9,5 млн. рублей. Впрочем, региональные власти пока не спешат помогать бюджету выставки. По словам областного министра культуры и туризма Алексея Бадаева, область примет решение об участии в проекте, оценив результаты первой биеннале. Федеральные власти, в свою очередь, установили свой лимит, выделив в этом году на проведение выставки лишь 3 млн. рублей.
Впрочем, оценил ли сегодня современное индустриальное искусство свердловский министр культуры и туризма Алексей Бадаев — пока не ясно.
«Этот проект укладывается в ту концепцию развития культуры и искусства Свердловской области, которая сейчас складывается и постепенно модернизируется. Урал — принципиально иная цивилизация. Это индустриальная цивилизация. У нас есть много памятников индустриальной истории, нужно как-то пользоваться этим. Где-то переосмыслять пространство. Раньше с современным искусством я не соприкасался, но с большим интересом отношусь к нему и только сейчас пытаюсь его понимать. Оно заставляет думать», — сказал А. Бадаев.
Сами организаторы проекта не скрывают: финансирование выставки очень ограниченное, поэтому экономить пришлось буквально на всем. В следующем году помощь областных властей была бы как раз кстати, отмечают они.
По словам Алисы Прудниковой, на реализацию первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства Министерство культуры РФ и администрация города Екатеринбурга выделили 5 млн. рублей.
«3 млн. рублей направило Министерство культуры РФ, и 2 млн. рублей выделила мэрия уральской столицы. Мы также привлекали спонсорские средства. Общий же бюджет проекта составил 9,5 млн. рублей. В 2012 году эта сумма значительно возрастет, в том числе и за счет бюджетных средств», — сказала Алиса Прудникова.
Между тем Алексей Бадаев сегодня смог только морально поддержать современное искусство, материальной поддержки на проведение второй биеннале в 2012 году пока не обещано.
«По результатам этой биеннале будет принято решение о дальнейшем участии в ней области. В то же время губернатор Свердловской области Александр Мишарин пообещал, что регион будет поддерживать этот проект, а также промежуточные мероприятия, которые ожидаются в следующем году. Я надеюсь, что в этом году выставка пройдет нормально. Таким образом, в 2012 году мы будем более плотно работать с организаторами по подготовке следующей выставки. В целом мы уже пытаемся на следующий год заложить средства в бюджете на поддержку филиала Центра современного искусства», — заключил министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев.
Анастасия Упорова