Мы работаем с существенным опережением собственных планов
На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил член Совета директоров, управляющий филиалом банка «Монетный дом» в г. Екатеринбурге Олег Меркурьев.
— Олег Евгеньевич, за последние несколько месяцев в банке «Монетный дом» произошли серьезные изменения. Как они отразились на работе кредитной организации?
— Действительно, в мае этого года в банке произошла смена основных собственников, изменился состав Совета директоров. Но эти изменения практически не сказались на обычной каждодневной работе «Монетного дома». Дело в том, что новыми собственниками и новым составом Совета директоров подтверждены все стратегические цели и задачи, которые стояли перед банком. И мы продолжаем работу по их достижению.
Хочу отметить, что менеджмент банка остался на своих местах, все полномочия основных руководителей подтверждены в полном объеме. Кредитная организация работает в плановом режиме и готовится отметить свой двадцатилетний юбилей.
Пока основными направлениями являются поддержание существующей филиальной сети, развитие розничного направления — как в области привлечения средств, так и в области кредитования — и поддержание благоприятной ситуации по привлечению и размещению средств на корпоративном рынке.
Поскольку процедура приобретения состоялась в преддверии лета, не стоит ожидать от Совета директоров в этот период каких-то глобальных изменений.
— Каковы итоги деятельности банка в последние месяцы?
— Если говорить о текущей деятельности «Монетного дома», то мы работаем с существенным опережением собственных планов. Банк продолжает укреплять свои позиции на розничном рынке Уральского региона, наращивать основные экономические показатели. Так, мы планировали, что рубеж в 5 миллиардов рублей привлеченных средств населения мы преодолеем в августе-сентябре. Но на практике нам удалось добиться этого уже в начале июля. Сейчас мы вплотную приблизились к 6 миллиардам.
Одновременно идет процесс возвращения на рынок потребительских кредитов. В апреле мы вышли на выдачу займов в 100 миллионов рублей в месяц. Сейчас этот рубеж оставлен далеко позади. По итогам июля мы можем говорить о 160 миллионах рублей. Сейчас мы вплотную приблизились к отметке 200 миллионов, которую, я думаю, в III квартале мы сумеем достичь. Это означает, что наша сеть сегодня оформляет 100—120 потребительских кредитов в день.
Это оживление носит очевидно плановый характер. Мы рассчитывали на него, когда приняли решение возобновить свои кредитные программы в конце 2009 года. Напомню, что всю вторую половину 2008-го и первое полугодие 2009 годов банки сдерживали эти программы, оценивая в том числе и свои риски.
Об уверенных позициях банка свидетельствуют и данные последних рейтингов крупнейших российских банков.
Так, по данным рэнкинга крупнейших банков Российской Федерации, опубликованного «Интерфакс-ЦЭА» по итогам работы за I полугодие 2010 г., банк «Монетный дом» ОАО показал максимальное увеличение активов среди кредитных организаций УрФО. Сумма чистых активов банка составила около 7,4 млрд. руб., прирост за полгода — 30,72%.
А по данным сайта банковского мониторинга, банк «Монетный дом» ОАО входит в ТОП-100 крупнейших банков страны и занимает 79-е место по показателю «количество точек продаж» по состоянию на 01.08.2010 г.
— В конце прошлого года «Монетный дом» вышел на рынок с программой автокредитования. Как она развивается в нынешних условиях?
— Сегодня мы можем констатировать, что полгода назад не ошиблись в своем решении. Благодаря изменению экономической ситуации в стране, благодаря работе правительства по поддержанию отечественного производителя наши программы автокредитования оказались востребованными рынком.
Безусловно, нам пришлось существенно поработать над их условиями для того, чтобы сделать привлекательными для потребителя. И эта работа не прекращается и сегодня. Но если в конце прошлого — начале этого года мы измеряли выдачу наших автокредитов десятками в месяц, то сейчас — десятками в день. Сегодня выдается более 200 кредитов ежемесячно. Радует, что наш продукт вызвал активный отклик у новых автовладельцев.
— Как развивается корпоративное направление вашего бизнеса?
— Основные наши задачи в этом направлении — это сохранение, укрепление, развитие отношений с действующими клиентами и привлечение новых клиентов, повышение эффективности оказания банковских услуг. Приоритетными рынками для нас являются Уральский и Московский регионы, а основными отраслями — оптовая и розничная торговля, строительный комплекс, пищевая промышленность.
Корпоративный блок у нас традиционно достигает серьезных результатов. За первое полугодие 2010 года только в Свердловской области выдано кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на сумму более 500 миллионов рублей, открыто около 500 расчетных счетов. Остатки на счетах юридических лиц и количество расчетных счетов прирастают в плановом режиме. Мы ввели определенные новшества для юридических лиц, но они носят скорее косметический характер.
В преддверии двадцатилетия банка будут объявлены дополнительные акции, стимулирующие клиентов, причем как физических, так и юридических лиц. Например, открытие расчетных счетов и подключение к интернет-банку в течение месяца бесплатно, а каждому юридическому лицу, пригласившему в банк своего партнера в период акции, — корпоративная карта в подарок. Период проведения акции — с 20 сентября по 20 октября 2010 года.
— Как реализуется программа по внедрению в банке новых технологических решений?
— Интернет-банк у нас реализован как для физических, так и для юридических лиц, его усовершенствование происходит на существующей платформе. Мы постоянно внедряем новые технические и программные решения. Так, совсем недавно мы заключили договор с Единым расчетным центром. В результате дадим возможность жителям Екатеринбурга оплачивать коммунальные счета через наш банк, чтобы это было удобно, быстро и недорого.
При этом наблюдается рост числа подключений к системе «Интернет-банк». Мы проводили стимулирующие акции, чтобы привлечь клиентов к максимальному использованию этих возможностей. Но пока еще запланированной высоты не достигли. Эта технология направлена в будущее. Думаю, время массового внедрения у нее еще впереди.
— Какие проекты будут реализованы к двадцатилетию банка?
— Точная дата рождения нашего банка — 26 сентября. Поэтому в сентябре пройдут все основные запланированные мероприятия в рамках сети и головного банка как для наших постоянных клиентов и партнеров, так и для сотрудников.
В честь такого важного события разрабатываются новые продукты и акции. Так, уже в середине августа банк запускает фирменный вклад «Монетный дом — 20» в рамках акции — с повышенной процентной ставкой и ограниченным сроком действия с 20 августа по 20 октября. В течение этих 2 месяцев процентная ставка будет составлять 11,20% годовых, срок размещения — 200 дней; при этом число «20», присутствующее в условиях вклада, связано с 20-летием банка. Я думаю, что это предложение будет востребовано, потому что вполне конкурентно сегодня для нашего рынка. Достойные предложения будут сделаны и нашим корпоративным клиентам.
— Как вы оцениваете общую ситуацию на финансовом рынке России? Можно ли говорить о подъеме банковской отрасли и возвращении к оставленным когда-то позициям в плане потребительского кредитования? Можно ли ожидать достижения тех же рубежей, которые были перед кризисом 2008 года?
— О достижении докризисных рубежей в потребительском кредитовании говорить пока рано. Согласно данным ЦБ РФ, наибольшая задолженность по кредитам, предоставленным банками физическим лицам в областях присутствия нашего банка, приходилась на начало 2009 г. Включая данные за первый квартал текущего года, эта задолженность непрерывно (ежеквартально) снижается.
Благодаря кризису мы увидели целый ряд рисков, на которые раньше просто не обращали внимания. И риски эти касаются в первую очередь кредитных продуктов.
Сейчас банки стали пристальнее следить за состоянием своей ликвидности, даже поддерживать избыточную ликвидность в ущерб доходности.
Перед банковской системой будут оставаться проблемы, которые надо решать с помощью государства или госбанков. В части физических лиц это, безусловно, жилищные кредиты. Они должны выдаваться, потому что задачи и планы по обеспечению жильем никто не снимал. Сейчас, наверное, будет много проблем, связанных с сельским хозяйством, потому что отрасль, с одной стороны, получила хорошие инвестиции, а с другой, учитывая наши климатические условия, находится в зоне риска. Она должна получать поддержку, в том числе и со стороны банковского сектора. Мы не специализируемся на этом, но мы же сейчас говорим о ситуации в целом.
Сразу же за жильем следует строительная отрасль, которая испытывала большой дефицит денежных ресурсов, особенно в период кризиса. Сейчас потребуются усилия и банков, и государства, чтобы наполнить ее оборотными средствами. Потому что строительство за счет средств дольщиков — это зачастую путь в никуда.
— Ставки, думаю, будут снижаться?
— Они и так снизились донельзя. Находясь под воздействием снижающегося уровня инфляции, мы немного подзабыли, что такое падение ставок чревато для банков серьезными угрозами. Они будут находиться в зоне риска, снизится качество заемщика. И это мое личное мнение, но я не очень верю этим показателям инфляции даже исходя из того, что я вижу на бытовом уровне. У нас предполагается рост цен на бензин, энергоносители, явно подорожают продукты питания; про ЖКХ я и не говорю, там ежегодный рост.
— Можно ли говорить о том, что концентрация и консолидация банковского бизнеса в России сейчас является одной из основных тенденций? С чем это связано и к каким последствиям приведет?
— Эта тенденция возникла не сегодня. Она возникла давно, возможно, когда еще только зарождалась банковская система, в 90-х годах. Набирать обороты и реализовываться эта тенденция начала в виде политики Центрального банка уже в XXI веке. И, очевидно, сохранится в ближайшем будущем. Действия Центрального банка понятны: необходимо убрать с рынка «крохотные» банки, которые не занимаются реальным банковским бизнесом. Увеличение минимального размера капитала и ужесточение нормативных требований — это поэтапные действия регулятора в этом направлении.
— К каким последствиям это может привести и до каких пор может продолжаться? Число российских банков за последние 6 лет сократилось вдвое. Где тот предел, до которого может происходить это сжатие? 100, 200, 500?
— Не 100 и не 200. Я уверен, что эта цифра будет выше. Даже если смотреть по капиталам банков, то речь не идет о простом математическом сложении. Речь идет об экономической целесообразности и удобстве пользователей банковских услуг. Потому что надо идти от задачи доходности этой организации и конкурентоспособности к качеству и стоимости предоставляемых услуг. Оптимально, когда при слиянии или сокращении количества банковских учреждений тарифы не вырастают. Конкурентные преимущества реализуются в тарифах и процентных ставках. Пока банковская система распределена по России очень неравномерно: где-то перебор, а где-то банковские услуги малодоступны населению. Здесь нужна стимулирующая позиция государства, потому что зачастую банки не считают целесообразным покрывать эти территории своей сетью, а с точки зрения государства это надо делать обязательно.
Так что задача банка «Монетный дом» — полностью соответствовать ожиданиям и потребностям клиентов. И мы к этому стремимся. Постоянно.