«Областная газета» и Анатолий Горлов: Кто в городском округе главный
...или Для чего нужны сити-менеджеры?
25 мая Дума Артёмовского городского округа (ГО) внесла изменения в Устав муниципального образования (МО), согласно которым вводится должность главы администрации, иначе говоря, сити-менеджера. Он будет назначен по завершении конкурса на право занять должность сити-менеджера, конкурс будет объявлен в конце июня. Основные требования — грамотный, современный хозяйственник с опытом руководящей работы не менее пяти лет.
Спросите у менеджера…
Модное нынче иностранное словосочетание «сити-менеджер» в русском переводе означает «управляющий городским хозяйством». Иными словами, руководитель администрации муниципального образования (МО), отвечающий за оперативное управление муниципальным хозяйством: за школы, больницы, дороги, коммунальную сферу… Однако круг обязанностей может быть и шире. Образно говоря, глава муниципального правительства, только в отличие от мэра не избранный на эту должность, а принятый на хозяйственную службу по контракту. Институт глав администраций, а по сути сити-менеджеров, существует в российском законодательстве с 2003 года, но вокруг этого до сих пор идут ожесточённые споры. И тому есть причины.
Истоки появления сити-менеджеров следует искать в Федеральном законе № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Там сказано, что структура муниципальной власти может быть выстроена таким образом: глава МО, избранный населением, одновременно становится председателем местной Думы; глава может быть избран из числа депутатов, но при этом, как в первом случае, тоже председательствует в Думе; третий вариант, когда глава МО избирается населением и одновременно является руководителем администрации. То есть сосредотачивает в своих руках все рычаги управления. С последним случаем всё понятно, по такой схеме работает, например, Екатеринбург и большинство территорий Свердловской области. А вот почти два десятка из 94 муниципальных образований области ввели в свои Уставы должность главы администрации, то есть сити-менеджеров. Что показал опыт их работы? Как выяснилось, опыт этот специалистами в сфере муниципального управления ещё не изучен и выводы делать рано. Тем не менее попытаемся.
Вот события недавнего времени. В конце апреля ушёл в отставку сити-менеджер городского округа Заречный Владислав Быков. По официальной версии, из-за того, что поставщики газа, не дождавшись выплаты 26-миллионного долга, отключили от подачи топлива городские котельные. За три недели до окончания отопительного сезона 30 с половиной тысяч жителей остались без тепла. Быков написал в заявлении, что не имеет морального права занимать этот пост.
Продолжается процесс по делу бывшего сити-менеджера Верхотурья Александра Пивоварова. По версии следствия, он получил в виде взятки от бизнесмена-строителя, возжелавшего завладеть муниципальным заказом на ремонт детсадов и школ, один миллион 300 тысяч рублей.
В Горноуральском городском округе, где каждый год начало отопительного сезона из-за многомиллионных долгов находится под угрозой срыва, сити-менеджер Николай Лаптев уже заявил в СМИ, что готов уйти в отставку. В последний момент коллеги уговорили его не писать заявление об увольнении. Сейчас он находится в очередном отпуске.
В одной упряжке
Такие вот факты, которые однозначно трактовать нельзя, хотя стоит отметить честный поступок глав администраций двух ГО. С другой стороны, адресов, где и без сити-менеджеров хозяйство доведено до ручки, можно назвать гораздо больше. Достаточно назвать скандально известный Артёмовский, где многолетние коммунальные проблемы зашли в такой тупик, что пришлось вводить внешнее управление, а губернатор инициировал отставку главы городского округа Юрия Манякина. Да и какое из муниципальных образований, где за хозяйство отвечает глава МО, может похвастать отсутствием проблем с жизнеобеспечением! Так что не в институте сити-менеджеров дело. А в чём?
— Дело в том, насколько согласованно работают в «упряжке» глава и руководитель администрации, — утверждает глава Кировградского городского округа Александр Оськин. — Они должны быть единомышленниками, членами одной команды, не идти на поводу у собственных амбиций, а работать на достижение одной цели. Все законодательные механизмы для внедрения и развития сити-менеджерства у нас в области есть, и они работоспособны.
Александр Оськин и сити-менеджер Виктор Фирсов вместе работали до прихода в муниципальную власть, давно сработались, на равных тянут свою «упряжку». Чего не скажешь о некоторых других территориях, где оба главных лица заняты не столько тем, чтобы обеспечить населению достойные условия жизни, сколько спорами о том, кто главнее. Мы обзвонили несколько муниципальных образований, и наши собеседники, попросившие их не называть, рассказали, что конфликтуют руководители МО в основном из-за финансов, хотя нередко причиной разногласий является банальная жажда единоначалия. Глава считает себя высшим должностным лицом и требует ему безоговорочно подчиняться. А глава администрации сосредоточил в своих руках финансовые ресурсы, и, по сути, он — хозяин положения. Поскольку в законе разграничение полномочий чётко не прописано, то оснований для конфликта предостаточно. Уместнее было бы спорить по поводу того, кто ответственнее, но тут-то как раз наоборот: в случае возникновения каких-либо проблем на подведомственной территории каждый стремится свалить ответственность на другого.
Схема — не догма
Возможно, по этой причине не все представители территорий, где работают сити-менеджеры, довольны тем, что у них действует такая схема управления. Зато в администрациях МО, в уставе которых не предусмотрена должность сити-менеджера, едва ли не в один голос утверждают: система двоевластия нам не нужна, устраивает та, что есть. Примечательно, что это мнение звучит либо в крупных муниципальных образованиях с большими бюджетами вроде Екатеринбурга, либо в небольших территориях, где особых хозяйственных проблем нет, зато есть дефицит денег в казне. В чём причины такой схожести позиций, оставим разбираться аналитикам.
Но всё же ясно, что идея введения института сити-менеджеров родилась не на пустом месте, за ней должно стоять серьёзное экономическое и управленческое обоснование. Наверное, у каждой территории — своё. В Артёмовском городском округе, с которого собственно и начались разговоры о необходимости введения системы «наёмных мэров» в проблемных территориях, уверены: выйти из коммунального кризиса округ может лишь в том случае, если появится руководитель, ответственный только за этот участок работы. Поэтому и приняли изменения в Устав ГО, в котором теперь прописана должность сити-менеджера, главы администрации.
— Глава будет исполнять представительские функции, в том числе от имени муниципального образования заключать контракт с сити-менеджером, глава администрации — издавать постановления и распоряжения, подписывать соглашения и договоры, вести приём жителей, — у него 28 исполнительских и представительских функций, — рассказала председатель Думы Артёмовского городского округа Ольга Кузнецова.
Работы у сити-менеджера непочатый край: чего только стоит обновить очистные сооружения, к началу отопительного сезона наладить почти полностью разрушенную систему коммунальных сетей, а надо ещё отремонтировать школы, закончить строительство больницы…
Артёмовские депутаты полагают, что достойных претендентов на пост главы администрации будет около десятка, так что выбирать будет из кого. Не исключено, правда, что какие-то региональные финансово-промышленные группы или политические силы постараются продвинуть на это место своих людей, и это может обострить взаимоотношения между первыми лицами МО (глава городского округа будет избран в конце июня из числа депутатов). Основания для разногласий между главой ГО и главой администрации народные избранники постарались исключить: исполнение местного бюджета глава ГО и сити-менеджер, согласно поправкам, внесённым в муниципальный Устав, будут вести вместе под контролем депутатов. Насколько эта схема оправдает себя, покажет время. Но в Артёмовском уверены, что для них это самый подходящий выход, а схему в любой момент можно подкорректировать.
Кстати сказать, на недавней встрече с представителями СМИ области губернатор Александр Мишарин снова подтвердил своё намерение вводить должности сити-менеджеров там, где это наиболее необходимо. В частности, для реализации проекта развития екатеринбургской агломерации — программы «Большой Екатеринбург».