Вслед за федеральным и областным уровнями власти популярная тема электронного правительства начинает обсуждаться и на местном уровне. В Екатеринбурге сегодня прошел круглый стол на тему «От электронного муниципалитета к информационному обществу. Опыт российских городов». Едва начавшись, видеоконференция прервалась по техническим причинам.
Участники круглого стола — Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Томск и Череповец — позиционировали себя как самые «продвинутые» территории в плане предоставления гражданам электронных услуг. Проигнорировали дистанционное общение с коллегами или потерялись в сети после сбоя в системе заявленные Нижнекамск, Сургут, Саткинский район и Братск.
Несмотря на актуальность темы, круглый стол по «электронному муниципалитету» в Екатеринбурге собрал лишь несколько участниковНесмотря на актуальность темы, круглый стол по «электронному муниципалитету» в Екатеринбурге собрал лишь несколько участниковУчастники круглого стола признали безусловную необходимость объединения электронных муниципалитетов на местах в некую единую систему. По их мнению, именно федеральная программа должна связать все уже имеющиеся сегодня наработки в этой сфере, однако пока подвижек от государства в этом направлении нет.
«Еще в 1999 году была принята стратегия развития информационного общества в России, где указано, что государство должно решать такую задачу, как осуществление информатизации государственного и местного самоуправления. Кто ощутил эту роль государства? Я таких людей не знаю. Мы пока создаем некую иллюзию информатизации в государственном масштабе», — отметил председатель НП «Электронный муниципалитет» Игорь Самсонов.
Кроме того, по мнению участников круглого стола, проблема информатизации на местах обусловлена несовершенством законодательства, в которое необходимо срочно внести поправки.
По версии представителя администрации Екатеринбурга, согласно закону № 131 о местном самоуправлении местные органы власти не обладают полномочиями по информатизации, поэтому при формировании местного бюджета в этом плане возникают сложности.
«Если по закону мы обеспечиваем население транспортом, то, соответственно, на это закладываются деньги. На информатизацию, будь то для выполнения своих полномочий как органа власти или для населения в целом, к сожалению, денег мы дать не можем. В итоге это рассматривается как нецелевое использование средств», — заявил председатель комитета связи и информационных технологий администрации Вячеслав Тимофеев.
Впрочем, эксперты-практики не согласны с данной постановкой вопроса.
Депутат Леонид Волков ссылки чиновников на несовершенство законодательной базы считает несостоятельными«Я сам сейчас вхожу в рабочую группу по стратегическому плану развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Екатеринбурга, и закон № 131 нисколько не мешает нам работать в этом направлении. В бюджете Екатеринбурга есть статья расходов на информатизацию, правда, заложено там лишь 9 млн. 514 тысяч рублей», — заявил депутат Екатеринбургской городской Думы, заместитель генерального директора IT-компании СКБ Контур Леонид Волков.
«Когда говорят о том, что наблюдается недостаточность законодательной базы в том или ином вопросе, на мой взгляд, это означает не что иное, как «мы не хотим работать». Вообще, муниципалитет не должен тратить деньги на информатизацию, скорее ему необходимо создавать более комфортные условия для участия в этом процессе бизнеса. Именно бизнес должен заниматься повышением уровня информатизации общества», — уверен Леонид Волков.
Участники сегодняшнего круглого стола, впрочем, косвенно признали, что их надежды на федеральную поддержку в этом вопросе тают.
Так, Игорь Самсонов посетовал на то, что разработанная в Москве программа «Информационное общество 2011—2018 гг.», которая должна стать развитием и продолжением ФЦП «Электронная Россия», не учла мнения муниципалитетов, которым в итоге предстоит ее реализовывать.
«Пока у нас нет системы, лишь лоскутное одеяло», — констатировал Игорь Самсонов.
Попутно участники круглого стола подвергли скепсису и искренность намерений чиновников, всё более активно идущих в блогосферу.
По мнению большинства представителей обсуждения, создание страничек в Сети скорее дань моде, нежели желание установить реальный контакт с населением.
Эксперты отметили, что сами главы редко заглядывают на подобные ресурсы за недостатком времени.
«Хочется верить, что сам президент отвечает на получаемые им вопросы от населения в Интернете. Хотя лично я писал в электронную приемную президента Дмитрия Медведева, но ответа так и не получил», — признался начальник управления информатизации и связи администрации Красноярска Андрей Карасев.
В Череповце и Екатеринбурге в ответ заявили, что присутствие властей в Интернете всё-таки способствует установлению обратной связи с населением.
По словам Вячеслава Тимофеева, в столице Урала уже создана муниципальная сеть передачи данных, с помощью которой районные администрации соединены между собой. Также действует электронная приемная, позволяющая любому жителю задать вопрос. Реализуется программа «Электронный Екатеринбург», действие которой продлено до 2013 года, хотя, по логике чиновника, получается, что она выполняется нелегально.
Впрочем, сами участники круглого стола, как оказалось, рекламируют информатизацию населения только в теории.
«Если хочешь зря потратить время, используй видеоконференции», — резюмировал обсуждение представитель администрации Томска.