Банки и кредитные посредники Екатеринбурга готовятся к очередному всплеску спроса на ипотеку. Кредиторы ждут в гости молодые успешные семьи, юридически подкованные и готовые заложить в банках квартиры своих родителей. Сегодня участники ипотечного рынка поделились с журналистами своими планами на ближайшее будущее и впечатлениями от нынешних заемщиков.
В 2009 году из-за финансового кризиса число выданных ипотечных кредитов в России упало в 2,7 раза по сравнению с благополучным 2007 годом (130 тыс. договоров). При этом сумма, полученная заемщиками, также существенно сократилась — в 4,3 раза, до 150 млрд. рублей. Тенденция к росту наметилась только к концу прошлого года, посулив банкам выход хотя бы на уровень 2008 года.
В Уральском отделении Сбербанка России уже отмечают уверенный посткризисный рост: в начале 2010 года объем и количество выданных кредитов выросли в 3 раза по сравнению с I кварталом года прошлого.
Участники ипотечного рынка в Екатеринбурге предлагают клиентам закладывать квартиры родителей и брать в долю коллегУчастники ипотечного рынка в Екатеринбурге предлагают клиентам закладывать квартиры родителей и брать в долю коллегВ «Дельта Кредит» к концу 2010 года рассчитывают на среднюю цену сделки в 1,1—1,2 млн. рублей (до кризиса «Дельта Кредит» в среднем выдавал под ипотеку 1,7—1,8 млн. рублей).
Главный расчет в предстоящем ипотечном буме — на молодые, но подающие надежду семьи из работников бюджетной сферы или менеджеров среднего звена. Именно такой портрет среднестатистического заемщика нарисовали участники сегодняшней встречи.
Сегодняшний типичный заемщик в ипотечной сфере — это человек 25—30 лет, с высшим образованием, работающий в бюджетной сфере или специалист среднего звена в частной компании. Молодой, но обладающий карьерными амбициями. Как правило, уже имеет ребенка и планирует завести второго. В собственности есть какое-то имущество, например автомобиль. Уровень дохода такой семьи в среднем составляет 53 тыс. рублей. Многие в созаемщики берут родителей.
Директор Уральской брокерской компании «Магазин Ипотеки» Елена Мяло чаще работает с молодыми заёмщикамиДиректор Уральской брокерской компании «Магазин Ипотеки» Елена Мяло чаще работает с молодыми заёмщикамиДиректор Уральской брокерской компании «Магазин ипотеки» Елена Мяло, работающая с различными банками и более разнообразной категорией заемщиков, уверена, что квартиры нужны не только молодежи. Согласно ее версии, за ипотекой приходят не только молодые, но и люди постарше — те, кому за 40 лет. Правда, сегодня действительно стало приходить больше людей 22—24 лет, уже имеющих неплохой заработок. При этом они достаточно юридически подкованы в сфере ипотеки, с ними легче работать.
Впрочем, уровень зарплаты — не универсальный критерий оценки перспективности заемщика. По признанию представителей банков, многие организации по-прежнему платят своим сотрудникам зарплаты в конвертах. В этих случаях используются другие методы работы.
«Общий уровень дохода можно оценить по косвенным признакам — наличию собственности, поездкам и так далее. Маленькая зарплата не означает, что вам закрыт вход в ипотеку», — уверяет начальник отдела управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России Роман Шавловский.
Начальник отдела управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России Роман Шавловский определяет платежеспособность клиентов по косвенным признакамНачальник отдела управления кредитования частных клиентов Уральского банка Сбербанка России Роман Шавловский определяет платежеспособность клиентов по косвенным признакамВпрочем, несмотря на очевидную прогрессивность нынешних клиентов банков, отношение к кредиту у основной массы населения остается неизменным.
По-прежнему клиенту необходимо объяснять, что на получении от банка кредита и покупке квартиры история не заканчивается. Кредит нужно еще долгое время обслуживать в сроки, оговоренные подписанными документами. Представители кредитных организаций сожалеют, что многие уральцы до сих пор этого не понимают.
Тем не менее, подкованные банковские консультанты справляются и с этой проблемой — лишь бы клиент был платежеспособен. Специально для этого придуманы созаемщики из рядов родственников, коллег и друзей, принцип залога чужого имущества и списание процентов по кредиту с зарплатных карт.
Большие надежды в популяризации ипотечного кредитования банки возлагают на так называемых ипотечных брокеров — агентства, продающие банковские услуги за комиссию. Более половины клиентов приходят в банки через агентства недвижимости и брокеров. Остальные — через новости в Интернете и личные рекомендации.
Представителей кредитных организаций устраивает, что клиенты от брокеров приходят с качественным пакетом документов и уже понимают, на что идут.
Впрочем, сам брокерский бизнес сложно назвать устойчивым. Так, в Екатеринбурге хорошо помнят компанию «Фосборн Хоум», громко заявившую о себе на этом рынке и быстро исчезнувшую из информационного поля.
В целом для того, чтобы наконец-то возродить у граждан доверие к ипотеке и выйти на объем кредитования докризисного уровня, не хватает всего ничего: стабилизации цен на недвижимость, снижения ставок по ипотечному кредитованию и раскручивания кризисных банковских «гаек».