В Екатеринбурге заявлено о создании саморегулируемой организации производителей и продавцов алкогольной и спиртосодержащей продукции. Создатели СРО уверены, что участникам винно-водочного рынка необходимо наладить взаимодействие с органами власти и с населением, правда, конкретные механизмы этого сотрудничества четко сформулировать не могут.
Причины создания организации по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и планы ее работы журналисты пытались выяснить в ходе сегодняшней пресс-конференции. В мероприятии приняли участие идеолог объединения алкогольных компаний, президент некоего Общественного комитета по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции Татьяна Алексеева, депутат Облдумы Владимир Машков, директор оптовой алкогольной компании «Дело и Ко» из Челябинска Руслан Малков, директор магнитогорского ООО «Винокуренная компания ЯНВАРЬ» Вячеслав Кочубеев, член областного Союза малого и среднего бизнеса Сергей Мочалин и коммерческий директор свердловского ООО «Инвина-опт» Алексей Чистяков.
Слева направо: директор оптовой алкогольной компании «Дело и К» из Челябинска Руслан Малко, директор магнитогорского ООО «Винокуренная компания ЯНВАРЬ» Вячеслав Кочубеев, коммерческий директор свердловского ООО «Инвина-опт» Алексей Чистяков, депутат Облдумы Владимир Машков, президент Общественного комитета по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции Татьяна Алексеева и член областного Союза малого и среднего бизнеса Сергей МочалинРассказывая о планах и задачах нового некоммерческого объединения, Татьяна Алексеева выступила за ужесточение контроля над алкогольным рынком со стороны государства.
«Всем известно, что алкоголизм — одна из важнейших проблем современной России. С этим нужно что-то делать. Ни один госорган не сможет отрегулировать этот рынок, если игроки сами этого не захотят. Наша СРО — связующее звено между бизнесом и властью», — заявила Татьяна Алексеева.
Ее поддержали и присутствующие представители алкогольных компаний, которых явно волновало не столько здоровье граждан, сколько убытки от производителей контрафакта.
«Без взаимодействия с органами внутренних дел у нас ничего не получится», — начал Руслан Малков.
«Я не хочу никого обидеть, но вот из Курганской области очень много идет разной продукции», — подхватил Владимир Машков и, видимо, наступил производителям на больную мозоль.
Директор магнитогорского ООО «Винокуренная компания ЯНВАРЬ» Вячеслав Кочубеев и директор оптовой алкогольной компании «Дело и К» из Челябинска Руслан Малков «С таможней, получается, тоже надо взаимодействовать. С Казахстана много идет, из Грузии», — заговорил Вячеслав Кочубеев.
Причина, по которой все присутствующие члены СРО так настаивали на необходимости взаимодействовать с правоохранительными органами, стала ясна позднее, когда Татьяна Алексеева рассказала о своем послужном списке.
«Чтобы развеять все сомнения в компетентности нашей организации, я немного расскажу о себе. Я имею огромный опыт работы в правоохранительных органах — полковник на пенсии, отлично разбираюсь в налоговом законодательстве — стояла у истоков создания налоговых органов в России. Но я никогда не была связана с рынком алкоголя. Я по закону о СРО не могу заниматься этим бизнесом. Поэтому, я вас уверяю, я понимаю, что делаю», — заверила присутствующих Татьяна Алексеева.
Президент Общественного комитета по регулированию рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции Татьяна АлексееваВпрочем, прошлое президента новой организации никак не связано с ее нынешней деятельностью, уверяют участники встречи. Объединение не имеет какой-либо коммерческой направленности, а членские взносы, как обещает Татьяна Алексеева, не будут превышать 300 тыс. рублей.
«Мы привлекаем к участию крупнейших игроков рынка. Для нас главное — безупречная репутация членов объединения. У нас уже набралось 25 компаний, этого достаточно, чтобы начать работу», — заявила Алексеева.
Правда, на вопрос о том, какие именно «крупнейшие игроки рынка» стали членами СРО, президент организации ответить затруднилась. После некоторых раздумий она назвала лишь ООО «Инвина-опт», ЗАО «Екатеринбургский виншампанкомбинат» и ООО «Завод «Знак качества».
Депутат Облдумы, председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Владимир Машков «У меня складывается мнение, что некоторые не хотят вступать в СРО, потому что имеют до 30% теневого бизнеса. Мы будем с этим разбираться», — возмутился Владимир Машков, когда понял, что с членами у объединения пока сложно.
Крупные игроки рынка своей выгоды в новом проекте не видят.
«Откровенно говоря, я впервые слышу о создании участниками алкогольного рынка каких-либо саморегулируемых организаций. По крайней мере, к нам никаких предложений по этому поводу не поступало, да и сами мы не испытываем желания в подобном членстве», — заявил УрБК генеральный директор ООО «Омега Спиритс Групп» Кирилл Шлаен.
Как именно ее организация будет бороться с теми, кто не захотел объединяться, Татьяна Алексеева уточнять не стала. Да и действия по регулированию отечественного рынка алкоголя сформулировала с трудом.
«У нас будет свой сайт, — настаивала президент объединения. — Там можно оставлять заявления об обнаружении контрафакта. Мы будем поддерживать те компании, которым сложно заходить на рынок, заниматься пропагандой здорового образа жизни».
В ходе пресс-конференции с предложением включить в состав СРО общественные организации выступил активист движения «Трезвый город» Андрей Санников. Он напомнил, что с 1 января 2010 года в России вступил в силу приказ об установлении минимальной цены на водку — 89 рублей.
«В России вновь появилась уличная водка, которая дешевле, чем та, которую продают в магазинах. Именно этим напуганы производители. В этой ситуации общественные организации могли бы стать хорошими союзниками для алкогольных компаний», — полагает Андрей Санников.
Похоже, именно это нововведение и толкнуло некоторых участников алкогольного рынка к созданию СРО. По словам Руслана Малкова, с января 2010 года объем продаж водки упал в разы.
«Но пить-то явно меньше не стали», — возмутился предприниматель.
Остается надеяться на то, что заявленный активистами курс на взаимодействие с государственными структурами будет направлен на выявление нелегальных производителей, а не на борьбу с конкурентами в пользу административного и общественного ресурса.