На вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник департамента розничных продуктов банка «Кольцо Урала» Константин Богатырев. — Как вы оцениваете ситуацию на рынке розничного кредитования, в том числе кредитования физических лиц? — Сегодня практически все отечественные банки обладают избыточной ликвидностью. За последние полтора года они массово привлекали пассивы, в том числе достаточно дорогие, к числу которых относятся и вклады населения, и накопили значительные объемы средств. Теперь эти пассивы надо отрабатывать. Для этого средства необходимо разместить, причем разместить дороже цены привлечения. И не надо забывать, что значительная часть этих денег была привлечена в прошлом году под рекордно высокие ставки — 16—17% годовых, если не выше. Инструментов, способных обеспечить такую доходность, немного. Банки просто вынуждены кредитовать.
При этом не нужно забывать, что существуют крупные федеральные банки, которые традиционно привлекают средства населения дешевле и, кроме того, обладают выходами на иные источники фондирования. В результате они могут предложить более дешевые кредиты. Они работают прежде всего с большими системными предприятиями и участвуют в государственных антикризисных программах по выдаче больших дешевых кредитов. В результате такие банки практически полностью контролируют рынок крупных корпоративных заимствований.
В этой ситуации частным региональным банкам остается только массовая розница — кредитование малого и среднего бизнеса, а также займы физическим лицам.
Если мы посмотрим на малый бизнес, то динамика развития этого сектора сейчас невелика. Число новых предприятий крайне незначительно. Существующие, как правило, уже имеют финансовых партнеров и не спешат менять их. В результате именно кредитование физических лиц становится одним из основных способов формирования активной базы банков. Ведь большинство наших сограждан продолжают получать зарплату, а стало быть, продолжают потребление. Жизнь идет, и людям по-прежнему необходимы дорогостоящие товары длительного пользования, приобретения, связанные с недвижимостью, транспортом, строительством, ремонтом. И банки могут удовлетворить эти потребности.
— То есть кредитование физических лиц вновь становится одним из основных направлений развития банковского бизнеса, как это было в 2004—2008 годах? — Розничное кредитование становится одним из таких направлений. Естественно, банки продолжают предоставлять займы корпоративным клиентам. Но это — дешевые активы. Чтобы получить требуемую доходность, финансовые организации дополняют свои кредитные корзины более дорогими займами физическим лицам, ценовая планка которых всегда была выше на несколько процентных пунктов. Но развитие этого рынка после падения в конце 2008 года идет пока очень и очень медленно, он остается рынком предложения, а не спроса. На то есть две основные причины.
Во-первых, играют свою роль потребительские настроения населения. Многие люди стараются сохранять, а не тратить, что подтверждается ростом объемов вкладов. Если раньше люди, получая зарплату, брали кредит, то сейчас они часто не хотят этого делать, если в этом нет острой необходимости.
Во-вторых, рынок потребительских кредитов сейчас относительно дорог. Причина этого — цена фондирования. Если раньше основные игроки привлекали средства с мировых рынков капитала под низкий процент, то сейчас основным источником фондов служат дорогие депозиты. Кроме того, банку приходится платить за высокие кредитные риски, создавая резервы и остатки. Это тоже не способствует удешевлению займов.
— Как вы можете оценить конкурентную ситуацию на рынке потребительского кредитования? — Как я уже говорил, сегодня это рынок предложения. За последний год число желающих взять кредит значительно уменьшилось, а число банков, которые хотят его выдать, — только возросло. Появилось много новых участников, в том числе банк «Кольцо Урала».
Пока развитие рынка сдерживают высокие процентные ставки, но, думаю, уже в ближайшие месяцы они будут очень интенсивно снижаться. Конкуренция будет заставлять банки снижать стоимость заемных средств. И если в 2010 году мы не получим какого-то острого негатива, который снова отобьет желание потреблять, то обязательно увидим рост объемов кредитования, вполне сопоставимый с тем, что мы наблюдали в 2004—2008 годах.
Основания для такого прогноза есть. И одно из них — это крайне привлекательные предложения на рынках дорогостоящих товаров, на приобретение которых и берутся кредиты. Недвижимость упала в цене на 20—30%, крупные скидки на свою продукцию предлагают автопроизводители, компании, торгующие бытовой техникой и так далее. В результате те граждане, доход которых в кризис не снизился, приобретают массу новых возможностей. Таким образом, на рынке есть интересные предложения, которые компенсируют размер ставки снижением цен. Если раньше ипотека предлагалась под 12%, то сейчас — уже под 14—14,5% годовых, но цены на недвижимость упали сильнее. Получается, что в абсолютных показателях суммы ежемесячных платежей стали меньше, несмотря на рост процентных ставок.
При этом развитие потребительского кредитования будет стимулировать спрос, который, в свою очередь, должен стать локомотивом развития всей экономики. Рост спроса на товары подстегнет производителей, даст им возможность развиваться. Поэтому и банки, и бизнес стимулируют потребление.
— Каковы сейчас средние ставки по потребительским кредитам? Как они будут меняться в будущем? — Средняя ставка в этом сегменте колеблется от 22—24% до 35—40%. Конечно, присутствуют на рынке и экспресс-кредиты, которые выдаются за несколько минут при наличии минимального пакета документов, но очевидно, что они стоят значительно дороже. Но и этот инструмент пользуется устойчивым спросом. Все дело в том, что суммы и сроки таких займов, как правило, невелики, и реальная переплата оказывается вполне сопоставима с удобством получения средств за несколько минут.
Что касается тенденций, я думаю, что процентные ставки будут снижаться. В первую очередь это связано с высокой конкуренцией. Кроме того, мы видим, что быстро дешевеет основной источник фондирования. Процентные ставки по вкладам снижаются, и Центральный банк РФ делает все для того, чтобы этот процесс шел как можно быстрее.
Уже сейчас мы видим снижение среднерыночной процентной ставки каждые 10 дней, и банки соответствуют этой динамике.
Кроме того, следует учитывать, что цена кредитов зависит не только от стоимости фондирования, но и от уровня кредитных рисков. Если, условно говоря, ставки по вкладам меняются каждые 10 дней, то по кредитам такой динамики мы не увидим, потому что в процентную ставку закладываются еще и риски, в том числе те, которые уже случились. В пиковый период банки получили рост просрочек и задолженностей, снижение плановых доходов, и теперь им нужно это компенсировать. А делать они это будут за счет тех хороших клиентов, которым сегодня выдаются кредиты.
И, наконец, само увеличение объемов кредитования может сделать займы более дешевыми. Если потребительское настроение у потребителей будет улучшаться и они будут тратить деньги, банки поймут, что могут выдавать большие объемы потребительских кредитов, а оптом — всегда дешевле. Если банк поймет, что он может разместить вместо 500 миллионов целый миллиард, то он будет снижать ставки, чтобы сделать свое предложение более доступным и привлекательным.
— На какие параметры (цена, доступность, сроки погашения) ориентируется потребитель при выборе кредита? — Традиционно он ориентируется на процентную ставку и доступность. Клиент выбирает между этими 2 параметрами. Если для него принципиальна разница по платежу в 500—600 рублей в месяц, то он будет собирать большой пакет документов, искать поручителей, стараться получить более дешевый кредит. А если такие цифры для него приемлемы, он выберет то, что удобнее, доступнее, потому что сейчас уровень процентных ставок по рынку относительно одинаковый. Получается, что клиент в первую очередь, естественно, смотрит на ставку, а во вторую — на то, насколько этот кредит доступен.
У человека всегда есть выбор, поэтому кто из банков успешнее продаст свой кредит, тот и получит клиента.
— Какие виды потребительского кредитования будут развиваться в первую очередь? Какие наиболее востребованы? — Традиционно рынок потребительских кредитов складывался из 4 продуктовых ниш: ипотека, кредиты с обеспечением и под поручительство, кредиты без обеспечения, экспресс-кредитование.
Развитие ипотеки сегодня зависит от платежеспособного спроса. Участников на этом рынке сейчас немного, в основном это Сбербанк и АИЖК и его региональные подразделения.
Следующий сегмент — кредитование с поручителями. На мой взгляд, данная ниша сузилась. Оформляя кредит, человек должен найти еще одно физическое лицо, которое будет готово разделить с ним финансовую ответственность. Сегодня это непросто. Сейчас типовой портрет клиента, пользующегося потребительским кредитом с поручителем, — супружеская пара. На таких кредитах в первую очередь работают большие федеральные банки, такие как Сбербанк, ВТБ24. Они держат относительно низкие ставки и вполне способны полностью удовлетворить относительно небольшой спрос на такие продукты.
Отдельный разговор — автомобильные кредиты. Здесь все находится в руках банков, аффилированных с автопроизводителями. Они предлагают такие условия кредитования, которые недостижимы для рыночных организаций. Часто они могут позволить себе кредитовать под ставку ниже ставки рефинансирования ЦБ.
Коммерческим банкам остается ниша кредитов без обеспечения и экспресс-кредитования. Я думаю, что в первую очередь будут развиваться именно они.
— Какие продукты предлагает рынку банк «Кольцо Урала»? В чем их особенность? — Банк «Кольцо Урала» развивает две программы потребительского кредитования.
Первая — это кредитование держателей зарплатных карт нашего банка. Очевидно, что это лучшая клиентская база. На момент получения кредита мы уже знаем доход клиента, имеем представление о его трудоустройстве и заработке за последние годы. Кроме того, у нас есть гарантия возврата им кредитных средств. По этой программе мы предоставляем кредит, который можно оформить как с обеспечением, так и без обеспечения сроком на 5 лет. Что касается цены средств, то она значительно ниже рыночной — в первую очередь, за счет низких рисков.
В результате держатели наших зарплатных карт получили доступ к очень интересному продукту. Кроме того, этот кредит удобен автоматическим погашением: средства списываются в момент поступления на карту, и клиенту не надо тратить время на посещение нашего офиса.
Второе направление — кредит без обеспечения. Мы предлагаем кредиты на срок до 5 лет и сумму до 500 000 рублей. Для небольших сумм (до 100 000 рублей) мы просим минимальный набор документов. Выдача таких кредитов производится в течение 1—2 дней. В первую очередь мы ориентируемся на плановые покупки, на тех клиентов, которые будут тратить деньги не спонтанно, а на заранее запланированные покупки. Они могут подождать 1—2 дня.
Что касается стоимости этих кредитов, то она зависит от срока и пакета документов, но в среднем является вполне рыночной. То есть мы работаем в первую очередь в этом сегменте: свои клиенты, дешевые кредиты и розничные клиенты, доступные кредиты.
Есть планы по развитию продуктовой линейки как в сторону потребительского кредитования с обеспечением, так и в сторону экспресс-кредитования.
— Как давно были запущены первые программы? Каковы первые итоги их реализации? — Активизация кредитования началась с ноября. По расчетам, в феврале мы должны выйти на динамику, которая позволит выполнить бизнес-план. Тренд, который мы взяли, и проводимые мероприятия позволяют говорить нам о том, что мы идем по плану. На 2010 год запланирован рост портфеля потребительских кредитов в несколько раз.