Директор ООО «Агентство недвижимости «Диал» Александр Дмитриев: Не стоит воспринимать информацию об улучшении ситуации на рынке недвижимости как призыв «бежать и покупать»
УрБК, Екатеринбург, 03.02.2010. «С ноября прошлого года стали расти цены предложений на жилую недвижимость в среднем на 1% в месяц. Реальные же цены сделок выросли на 2—3%. Вообще, у нас был традиционный разрыв между ценой предложения и ценой реально совершаемой сделки. В последнее время они приближаются друг к другу», — заявил УрБК директор ООО «Агентство недвижимости «Диал» Александр Дмитриев.
«У нас в базе компании 2/3 недешевых предложений. Все самое недорогое «вымылось» на рынке в декабре, когда активно продавалась недвижимость. Жилье же по более высокой цене на сегодняшний день никто покупать не хочет: платежеспособность граждан не улучшилась. Предложений, которые реально интересовали граждан, практически не стало. Сделки в настоящее время идут, но ажиотажа нет», — отметил А. Дмитриев.
«Цены, в принципе, не будут расти больше чем на 1% в месяц, то есть 10—12% годовых. Объем предложения в городе небольшой. За последние 1,5 года число объектов уменьшилось на четверть. К тому же в связи с тем, что государство демонстрировало приверженность ипотеке и снижало ставки рефинансирования, теперь можно сказать, что мы имеем довольно хорошие условия по ипотеке. Причем можно ожидать, что эти условия будут улучшаться. Отмечу, что в прошлый кризисный год 30% сделок было совершено по ипотеке. Если в кризис мы работали с 5 банками, то сейчас видно, что реально могут выдать ипотеку уже 12—15 банков», — добавил А. Дмитриев.
«Ипотечные программы будет подстегивать спрос. Более того, постепенно новое жилье будет убывать, что через полгода создаст дефицит предложения на рынке новостроек. В связи с этим спрос перейдет на вторичное жилье», — отметил А. Дмитриев.
«Дно цен на недвижимость было пройдено еще в августе. Однако Уральская палата недвижимости в августе этого не ощущала. Дело в том, что у них нет реальных цен совершаемых сделок, потому что, к сожалению, риэлторы не обмениваются такой информацией. Анализ УПН — это профессиональный аналитический отчет, но он опирается только на те данные, с которыми они могут работать, — цены предложений. Эти цены отражают только аппетиты продавцов. Сколько покупатели реально отдают за недвижимость, видят уже конкретные риэлторы», — сообщил А. Дмитриев.
«Не надо воспринимать информацию об улучшении ситуации на рынке как призыв «бежать и покупать». Цены на рынке создаем мы все вместе. Ажиотаж создают не риэлторы, а покупатели. Если мы не будем поддаваться ажиотажу, то рост на 10—12% в год — это нормально для любой экономики», — заключил А. Дмитриев.