Вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко: В настоящее время в России практически нет правовых оснований для решения проблем обманутых дольщиков
УрБК, Екатеринбург, 01.02.2010. «Совершенно очевидно, что в условиях экономического кризиса, в условиях практической недоступности кредитных ресурсов для строительных компаний единственным источником финансирования строительства многоквартирных домов являются средства граждан. Поэтому, чтобы не породить новую волну обманутых вкладчиков и дольщиков, необходимо принять скорейшие законодательные меры защиты денежных средств наших граждан от действий недобросовестных фирм-застройщиков», — заявил УрБК вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко.
Напомним, в Екатеринбурге продолжается расследование деятельности ЗАО «УК «Новый град». По данным УВД Екатеринбурга, число пострадавших от деятельности компании может достичь 500 человек.
«Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…», с одной стороны, минимизировал риски потери денежных средств участников долевого строительства, установив довольно существенные требования к застройщику. Однако принятые меры сделали для строительных компаний процесс получения денежных средств менее выгодным, что привело к резкому увеличению использования различных серых, обходных схем финансирования создания многоквартирных домов, например купля-продажа векселя с возможностью погашения построенной квартирой или применением предварительного договора, по которому стороны в будущем обязуются заключить основной договор купли-продажи жилой недвижимости», — добавил В. Герасименко.
«Я предлагал создать условия, и прежде всего налоговые, для возвращения застройщиков в правовое, белое поле своей деятельности. Судите сами, как можно заставить застройщика привлекать средства граждан, используя этот закон, если по этим договорам возникает необходимость уплаты налога на добавленную стоимость? Отмена НДС, во-первых, позволит снизить стоимость строящегося жилья для конечного потребителя; во-вторых, сделает деятельность застройщика открытой и прозрачной», — добавил В. Герасименко.
«В настоящее время практически отсутствуют легальные основания для вмешательства органов власти в договорные отношения физических и юридических лиц, а также в процесс банкротства компании, что не дает правовых оснований при решении проблем обманутых дольщиков. При желании местные власти реально могли бы решить эту проблему. Необходимо предоставить право преимущественного выкупа. Тогда у субъекта или муниципалитета появится возможность достройки жилых объектов и обязательной передачи помещений гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных строительных компаний. Найти средства на это можно, например, изменив параметры объекта недвижимости по высоте, надстроив несколько дополнительных этажей, — и, продав построенные квартиры по рыночной цене, компенсировать часть потерянных дольщиками средств», — добавил В. Герасименко.
«Органы власти всех уровней должны быть наделены правом ходатайствовать о возможном приостановлении производства по делу о банкротстве застройщика, привлекавшего средства дольщиков, на срок до одного года. Этого срока достаточно для привлечения инвестиций или реализации программы финансового оздоровления должника и, как следствие, завершения строительства и обеспечения жильем пострадавших дольщиков», — заключил В. Герасименко.