«РБК daily» и Сергей Лаврентьев: «Автостраховщики под прессом»
Прибыльность бизнеса тает в кризис
По оценкам экспертов, объем поступлений по каско в среднем по рынку сократился на 15—20%, что вынудило мелкие и средние страховые компании экономить на страховых выплатах клиентам. Особенно это коснулось компаний, специализирующихся на автостраховании. По мнению экспертов, такая ситуация чревата негативными последствиями для этих компаний: на рынке еще свежи воспоминания об отзыве лицензий у 33 страховщиков. И есть уверенность, что этими компаниями чистки на страховом рынке не ограничатся.
По словам заместителя гендиректора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, автострахование никогда не было особенно прибыльным бизнесом. «Из-за падения покупок автомобилей спрос на услуги страхования также снизился, что негативно отразилось и на объеме притоков денег в страховые компании», — объясняет Павел Самиев. По его оценке, объем поступлений по каско в среднем по рынку сократился на 15—20%. «В то же время объем выплат мог возрасти, — отмечает г-н Самиев. — А в связи с кризисом автострахование стало и вовсе убыточным». По его словам, в зону особого риска попали компании, в портфелях которых доля автострахования выше 70%. По данным Росстрахнадзора на 1 июля, на рынке таких компаний 21, среди них «Феникс», «Авангард Гарант», «Контакт-Страхование», «Интач страхование» и другие.
Риск, который таит недиверсифицированный портфель, напрямую отражается в результатах финансовой деятельности страховщика. Примером может служить компания «Интач страхование», доля каско и ОСАГО в портфеле которой, по данным Росстрахнадзора, достигает 98%. Такая структура портфеля в период кризиса не замедлила сказаться на финансовых показателях компании. Согласно данным отчета «Интач страхование» за второй квартал 2009 года, ее чистый убыток составил около 488 млн руб. «Такие компании уже попали в зону риска: их бизнес стал убыточен, а значит, и устойчивость находится под вопросом», — отмечает Павел Самиев.
На убытках компаний могли сказаться и довольно большие расходы на рекламу, особенно у компаний «прямого страхования», что в период падения спроса сказывается и на ценах полисов. Например, в той же «Интач страхование», несмотря на рекламные лозунги, стоимость полиса каско на дорогие авто одна из самых высоких (см. таблицу). «Теперь же эти компании пытаются занизить объем страховых выплат и в то же время вынуждены сильно тратиться на рекламу, делать упор на свои низкие цены, чтобы приток клиентов все же продолжался», — объясняет Павел Самиев. Однако он уверен, что, пойдя по пути такой экономии, компании в скором будущем лишатся притока клиентов, автостраховщики так и не станут рентабельными и практически «зароют бизнес на корню».
Впрочем, гендиректор «Интач страхование» Георгий Аликошвили заявил РБК daily, что в своей работе она четко соблюдает установленные законодательством требования и правила страхования. Правила страховщик соблюдал и ранее, тем не менее получал запросы от регулирующих органов с 2005 года. Инспекция Страхнадзора по ПФО просила объяснить факт нарушения сроков выплаты страхового возмещения и выносила предписание о нарушении закона «Об организации страхового дела в РФ» в связи с необоснованным применением коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев. Федеральная служба страхового надзора выписывала предписание о недостатке активов, принимаемых в обеспечение страховых резервов.