Министерство культуры Свердловской области намерено обязать компанию Игоря Заводовского восстановить памятник истории и культуры «Усадьба Ощепкова»
ООО «ИЛЕНД» могут обязать восстановить снесенный памятник истории и культуры «Усадьба Ощепкова». Соответствующий иск Министерства культуры Свердловской области сегодня рассматривается в Арбитражном суде Свердловской области.
Как следует из материалов дела, истец намерен понудить ответчика к исполнению условий охранного обязательства, принятого в соответствии с договором купли-продажи № 3 от 17 июня 2006 года, путем обязания его выполнить работы по воссозданию, приспособлению и вводу в эксплуатацию памятника «Усадьба Ощепкова, начало ХХ века: дом жилой, ворота», находившегося по адресу: г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д. 3.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, сославшись на то, что обязательства по воссозданию памятника, предусмотренные охранным обязательством, им выполняются, а срок воссоздания памятника еще не истек.
Одновременно с иском министерством заявлялось ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета ответчику продавать или иным образом отчуждать объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д. 3, до исполнения условий охранного обязательства, однако в данном требовании суд истцу отказал.
Как следует из материалов дела, в 2006 году ООО «ИЛЕНД», которое возглавлял совладелец Общества «Малышева, 73» Игорь Заводовский, был приобретен объект недвижимости, включающий здание (объект, поврежденный в результате ненадлежащей эксплуатации), расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, д. 3, литер А, представляющее собой памятник истории и культуры «Усадьба Ощепкова, начало ХХ века: дом жилой, ворота», степень сохранности строения по факту — 4%. Сумму сделки оценивали примерно в 5 млн. рублей. Торги проводил Фонд имущества Свердловской области.
Условиями охранного обязательства было предусмотрено воссоздание памятника на специально выделенном земельном участке, проведение работ по его сохранению, в том числе консервация, реставрация, ремонт, приспособление памятника для современного использования, однако ненадлежащее исполнение условий охранного обязательства явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском.
Отметим, что не вполне законными в конфликте вокруг уничтоженного памятника истории и культуры специалисты называют и действия самого Министерства культуры.
«По нашим данным, разрешение на перенос выдали эксперт Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Министерство культуры Свердловской области. Но разрешение это было незаконным, так как принятие решения о переносе памятника относится к полномочиям только Министерства культуры России», — заявил УрБК заместитель директора Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области Андрей Григорьев.
Дела такого рода в областном арбитраже рассматриваются довольно часто. Так, недавно мировым соглашением завершилось разбирательство Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и ООО «Металлайн». Строительная компания обязалась в срок до 1 июля 2013 года за счет собственных средств восстановить принадлежащие Свердловской области объекты культурного наследия, ранее расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 51, литер А («Дом Е.И. Шевкуновой») и г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, д. 53, литер А («Жилой дом в стиле классицизма»), в прежнем состоянии, в соответствии с проектом, согласованным с Министерством культуры Свердловской области, на ином земельном участке, отведенном для данных целей.
Памятники когда-то располагались на территории, рядом с которой был возведен бизнес-центр «Онегин».
ООО «Иленд» же, по данным экспертов, к исполнению своих обязательств пока так и не приступало.
«Компания выкупила памятник архитектуры и землю под ним при условии, что они перенесут усадьбу Ощепкова в другое место, а именно на 14-й км Сибирского тракта города Екатеринбурга. В итоге они перенесли туда только гранитные фундаментные блоки, да и те потом пропали», — заявил УрБК А. Григорьев.