«Коммерсантъ» и Юлия Локшина: «Ставка снижена на два года»
ЦБ вернул ключевой индикатор на минимальный уровень
С сегодняшнего дня ЦБ снижает ставку рефинансирования на 0,5 процентного пункта, до 10%. Ниже этого уровня ставка не опускалась никогда. Регулятор готов снижать ставку и дальше, ожидая, что это стимулирует банки к снижению ставок по кредитам, однако участники рынка указывают, что средняя стоимость привлекаемых средств по-прежнему мало зависит от ставки рефинансирования.
Вчера Центробанк объявил о новом снижении ставки рефинансирования — на этот раз сразу на 0,5%. Это уже седьмое снижение ставки начиная с апреля, когда она составляла 13%. Кроме того, с сегодняшнего дня снижены ставки по залоговым инструментам ЦБ (ломбардные аукционы, кредиты «овернайт», аукционы прямого репо и сделки «валютный своп») в диапазоне от 0,25 до 0,75%.
На уровне 10% ставка рефинансирования ЦБ была установлена до этого лишь однажды — 19 июня 2007 года, продержалась на этой отметке до 3 февраля 2008 года, а ниже 10% не опускалась никогда. Тем не менее ЦБ обещает продолжить снижение ключевых ставок до конца этого года и в следующем году. Об этом вчера объявил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, добавив, что это должно положительно сказаться на кредитной политике российских банков.
Банкиры признают, что реакция в виде снижения ставок как по кредитам (о частичном снижении ставок по ипотеке см. «Ъ» от 29 сентября), так и по депозитам последует, но отмечают, что прямой зависимости между ставками ЦБ и стоимостью кредитов для клиентов нет. «Часть пассивов банков действительно сформирована за счет средств ЦБ, ставки по которым привязаны к ставке рефинансирования, однако другие источники фондирования, такие как средства физических лиц, рублевые облигации и другие привлечения на рынке могут быть существенно дороже»,— отмечает начальник казначейства Юникредит банка Дмитрий Спрысков. «Прямой зависимости между ставкой рефинансирования и ставками по банковским кредитам нет»,— продолжает вице-президент Транскредитбанка Борис Земсков. У казначейства банка есть внутренняя система ценообразования продуктов, которая ориентирована на доходность ОФЗ, депозитов, межбанковские ставки или другие рыночные инструменты, но не на ставку рефинансирования, поясняет господин Спрысков.
После снижения ставки рефинансирования банки сначала снижают стоимость привлечения средств из других источников, в первую очередь снижая ставки по депозитам, а уже затем снижают ставки по кредитам, отмечают банкиры. «Мы снижаем ставки по депозитам на 0,5-1 процентный пункт с начала октября»,— говорит директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. Планы снизить ставки по вкладам обнародовал и банк «Санкт-Петербург». Правда, нижнюю границу ставок по вкладам проводит инфляция, признают участники рынка. «При инфляции в России на уровне 10-11% ни население, ни компании не хотят размещать средства надолго по относительно низким ставкам,— говорят в Сбербанке.— Даже простое сбережение средств требует от банков установления ставок на уровне выше, чем инфляционные ожидания».
В этих условиях ожидать значительного снижения ставок по кредитам не приходится. Кредитовать по ставке рефинансирования плюс 3 процентных пункта, как того требует правительство, можно только высоконадежных заемщиков, которых на рынке очень мало, указывают банкиры. Требование к банкам, получающим господдержку в виде субординированных кредитов от ВЭБа, кредитовать реальный сектор по таким ставкам огласил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства в апреле (см. «Ъ» от 23 апреля). Однако кредиты по таким ставкам выдаются крайне редко. «Хорошо себя чувствует нефтяная, газовая отрасли и электроэнергетика, со всеми остальными отраслями все не так благополучно»,— говорит Борис Земсков. В августе Сбербанк снизил ставку по кредиту «Транснефти» с 18 до 13% годовых. На встрече с Владимиром Путиным в конце августа Герман Греф отчитался, что более 42% кредитного портфеля Сбербанка сформировано за счет кредитов по ставке рефинансирования плюс 3 процентных пункта (тогда это было 13,75% годовых). Однако даже такой крупный сотовый оператор, как МТС, привлек кредит Сбербанка на 47 млрд руб. на четыре года под 16% годовых, в августе тот же заемщик взял в том же банке 12 млрд руб. на два года под 15% годовых. «Создавая резерв всего в 5% от суммы кредита и устанавливая по нему ставку, равную ставке рефинансирования плюс 3 процентных пункта, мы заключаем убыточную сделку»,— подсчитывает Дмитрий Спрысков.