«Коммерсантъ», Сергей Антонов и Александр Черновалов: «НЛМК вывели на «Приват»»
Свердловские власти предлагают украинской группе продать Алапаевский метзавод
Власти Свердловской области не оставляют попыток заставить украинскую группу «Приват» продать остановленный в 2005 году Алапаевский металлургический завод. Как заявил вчера первый вице-премьер областного правительства Анатолий Гредин, в качестве покупателя может выступить группа НЛМК, но ей пока не удается договориться с украинскими собственниками о цене, которая, по мнению экспертов, не может превышать $5 млн. Отраслевые аналитики считают, что этот актив может заинтересовать НЛМК в качестве поставщика ферромарганца для производства высоколегированной стали.
Заявление о том, что НЛМК может стать покупателем ООО «Алапаевский металлургический завод» господин Гредин сделал вчера на совместном заседании коллегии министерства промышленности и науки Свердловской области и президиума союза предприятий металлургического комплекса региона. «Мы ведем переговоры с НЛМК о том, чтобы они просчитали и выкупили этот завод. Для этой компании это профильный актив, но украинские акционеры (Группа «Приват»), как только доходит до обсуждения цены, сразу же в 2-3 раза ее завышают, чтобы сделка не состоялась», — заявил Анатолий Гредин. По его словам, переговоры с НЛМК идут уже около года, но стороны так и не пришли к единому мнению.
В НЛМК вчера отказались от комментариев. Но, по словам источника в областном правительстве, знакомого с ходом переговоров, НЛМК действительно интересуется этим активом и даже сделал экономические расчеты по нему. «Но пока украинская сторона демонстрирует, что не заинтересована в продаже», — говорит собеседник „Ъ“. Уточнить сумму предполагаемой сделки он отказался. Источник в группе «Приват» лишь подтвердил, что компания ищет покупателя на уральский актив. По оценкам аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Олега Петропавловского, исходя из производственных мощностей и ситуации на рынке, все производство может стоить не более $4-5 млн.
Отраслевые аналитики считают, что для НЛМК Алапаевский завод может быть интересен только как поставщик сырья для выпуска твердых сталей предприятиями группы. «Ферромарганец нужен НЛМК для внутреннего потребления, это сырье, после кокса и железной руды, стоит одним из самых затратных для металлургов. Поэтому Алапаевский метзавод может удачно вписаться в вертикально интегрированный холдинг, о желании создать который неоднократно заявлял НЛМК», — считает Николай Сосновский из ИФГ «Уралсиб». Олег Петропавловский отмечает, что НЛМК может использовать ферромарганец как в рамках собственного производства, так и для выплавки стали на своих дочерних производствах в Свердловской области (на заводах ОАО «Макси-Групп» и «ВИЗ-Стали» — „Ъ“), чтобы сократить расходы на транспортировку сырья из стран СНГ. «Покупать производство ферросплавов, чтобы это было отдельное направление бизнеса сейчас неактуально — цены на ферромарганец с начала кризиса упали вдвое — до $1350 за тонну. И если цены на сталь сейчас растут, то ферросплавы пока такую динамику не показывают», — говорит господин Сосновский. По словам Олега Петропавловского, скорее всего, НЛМК согласился на сделку после «настоятельной просьбы региональных властей».
НЛМК уже не первый потенциальный инвестор, которому предложено купить Алапаевский металлургический завод. Еще в 2006 году Группа «Приват» объявила, что готова продать завод и ищет того, кому был бы интересен актив. В частности, как писал „Ъ“, переговоры велись с Зелимханом Муцоевым, на тот момент являвшимся владельцем блокпакета ОАО «Первоуральский новотрубный завод». Однако сделка так и не состоялась.