Война скидок: первые жертвы
Аналитический бюллетень «VIP-консультант» анализирует ситуацию, сложившуюся на региональном рынке электроники и бытовой техники.
Российские торговые сети, специализирующиеся на бытовой и электронной технике, оказались в числе отраслей, наиболее уязвимых в ситуации продолжающегося экономического кризиса. Против них играют сразу несколько глобальных факторов, характеризующих сложившуюся ситуацию.
Причины
Во-первых, это значительное снижение доступности и рост стоимости заемных средств для самих сетей. Традиционно компании, торгующие электроникой и бытовой техникой, жили именно за счет «коротких» кредитов, на которые и приобреталась техника. Займы отдавались после ее реализации. С изменением конъюнктуры на финансовом рынке компаниям пришлось существенно изменить принципы организации своей работы. Следствием этого стало резкое снижение товарных запасов, а вместе с ним и ассортимента изделий как на складах, так и в магазинах. В результате даже у крупнейших федеральных сетей в торговых залах многие товары присутствуют в единственном экземпляре, многие полки пустуют.
Также серьезным ударом по бизнесу сетей бытовой и электротехники стала девальвация рубля, приведшая к росту цен на импортную продукцию. Общее снижение покупательского спроса и исчезновение потребительского кредитования только усугубили ситуацию.
На фоне сужающегося рынка крупнейшие сети бытовой техники фактически начали «войну скидок». Практически все крупнейшие игроки рынка заявили о значительном снижении цен, которое колеблется в диапазоне от 15 до 50%. Вполне вероятно, что при этом доходность бизнеса оказывается крайне низкой, а возможно, и отрицательной. Ряд экспертов не исключает, что сейчас может идти речь о своеобразной «войне на выживание», в которой определится, кто из торговцев выживет и сможет развиваться в новые, посткризисные времена.
Жертвы кризиса
Между тем главными пострадавшими в этой «войне на выживание» могут оказаться региональные торговые сети, не обладающие потенциалом и запасом надежности своих федеральных конкурентов. Не имея особых отношений с поставщиками, будучи ограниченными в привлечении кредитных ресурсов, они оказываются особенно уязвимыми в нынешней ситуации. Не имея возможностей на равных участвовать в «войне скидок», они вынуждены уступать свою долю стремительно сокращающегося рынка.
Так, до конца 2009 года может прекратить свое существование одна из старейших торговых сетей Урала. Как стало известно, сеть магазинов «Уральский вал» может быть ликвидирована по решению ее собственников.
Причиной возможного ухода с рынка одного из крупнейших региональных продавцов бытовой и цифровой техники может стать резкое снижение объемов продаж, вызванное мировым финансовым кризисом. В условиях резкого усиления конкуренции и падения платежеспособного спроса уральская компания оказывается не в состоянии конкурировать с федеральными сетями, также переживающими тяжелые времена.
Как сообщили источники в компании, «Уральский вал» начал процесс сворачивания торговой сети. Уже сейчас компания вынуждена прекратить работу ряда магазинов, расположенных за пределами Екатеринбурга. В ближайшее время могут быть закрыты все торговые точки компании, расположенные на арендованных площадях. Предполагается, что к концу лета в сети останется только 4 торговые точки, которые будут использоваться для сбыта уже имеющегося на складах товара, и данные магазины будут расположены в помещениях, являющихся собственностью «Уральского вала», и будут функционировать до продажи этих площадей.
Одновременно с сокращением сети происходят и кадровые изменения в компании. Как стало известно, свой пост покинул исполнительный директор «Уральского вала» Дмитрий Козинцев. В качестве возможной причины его ухода называется несогласие с собственниками компании относительно ее перспектив.
Также в «Уральском вале» происходят увольнения сотрудников как в закрываемых торговых точках, так и в центральном офисе компании. По оценкам собственных источников, уже сейчас уволились или перешли на сокращенный режим работы более половины всех работников «Уральского вала».
На данный момент, согласно официальной информации компании, сеть «Уральский вал» включает в себя 19 магазинов: 11 — в Екатеринбурге, 8 — в Кургане, Миассе, Качканаре, Первоуральске, Златоусте, Снежинске, Ревде и Кушве. Кроме того, в 26 городах региона под именем «Уральского вала» работают партнеры по франчайзингу.
Напомним, в июне 2008 года было заявлено о слиянии компаний «Уральский вал» и «Оникс». Согласно официальному заявлению руководителей сетей, к такого рода решениям местные торговые сети подталкивает активная экспансия федеральных сетей, обладающих мощными организационными и финансовыми ресурсами, доступом к рейтинговым массовым каналам коммуникации и влиянием на производителей.
В самих магазинах сети «Уральский вал» пока не владеют информацией о возможном прекращении работы.
«Мы работали и продолжаем работать. Информации о закрытии не поступало», — заявили в нескольких салонах сети.
В центральном офисе сети «Уральский вал» комментариев по поводу перспектив компании дать не смогли.
Региональный рынок
Представители работающих на уральском рынке БТиЭ компаний ситуацию вокруг сети «Уральский вал» комментировать пока не готовы, тем не менее, по общему признанию, положение дел на этом рынке простым признать нельзя.
«Для торговой сети «Кардинал» май оказался не очень удачным месяцем. Впрочем, май и июнь традиционно не считаются активным периодом. Оживление продаж бытовой техники прогнозируется в августе, а окончательные итоги работы во втором полугодии можно будет подвести примерно через пару месяцев», — заявил владелец торговой сети «Кардинал» Рафаэль Шихов.
В сложившейся ситуации эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение торговых точек сетей.
«Большинство продавцов бытовой техники в Екатеринбурге будут оптимизировать свои сети, то есть закрывать неликвидные точки. Вполне вероятен и уход некоторых сетей с рынка. Что касается местных игроков, то под давлением федеральных сетей они будут искать свои ниши на рынке, как по расположению торговых точек, так и по их ассортименту», — заявил директор по продажам магазина бытовой техники ООО «Euronics» Евгений Гапанович.
Впрочем, уверенности в дальнейшей экспансии в регион федеральных торговых сетей у специалистов пока нет.
«Думаю, случаев поглощения федеральными компаниями региональных сетей мы не увидим. Такой исход не нужен и не интересен в первую очередь самим федеральным сетям, ведь ни одна региональная сеть не имеет достаточно сил и мощностей, чтобы быть интересной федералам», — заключил Е. Гапанович.
Итог
Сложная экономическая ситуация, падение совокупного спроса и снижение доступности кредитных ресурсов стали причинами резкого снижения объемов продаж бытовой техники в России. Реагируя на ситуацию, основные игроки розничного рынка начали предпринимать меры по снижению собственных издержек. В их числе оказались уменьшение товарных запасов, сокращение персонала, а также «ценовые войны» с конкурентами.
В результате значительного снижения цен на целые группы товаров многие сети, по оценкам специалистов, вышли на минимальный уровень рентабельности. Эксперты не исключают, что некоторые компании продают товары даже ниже себестоимости с единственной целью — сохранение товаропотока и места на рынке.
Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказались небольшие региональные торговые сети, лишенные «подушки безопасности» и не имеющие выходов на международные рынки капитала.