«Областная газета» и Маргарита Вашляева: «Станкостроение: каким путём идти?»
Сконцентрировать финансовые ресурсы, опереться на мощный интеллектуальный потенциал, обеспечить управляемость отрасли — именно об этом говорили вчера на совещании, посвящённом проблемам станкостроения.
Его провёл губернатор Эдуард Россель.
Свердловская область — старопромышленный регион, испокон веков его столпы — металлургия и машиностроение (в структуре промышленного производства, по данным за 2008 год, — 52 и 24 процента соответственно). И если к настоящему времени свердловские металлурги вполне самодостаточны и относительно самостоятельно решают свои проблемы в условиях мощнейшего кризиса, то второй системообразующей отрасли требуется помощь.
И губернатор Эдуард Россель ведёт планомерную работу в этом направлении. Первым «залпом» стало совещание по созданию в Свердловской области подотрасли металлорежущего инструмента в Нижнем Тагиле, затем рассмотрели проблемы точного литья — на площадке строящегося завода «Полимет» в Полевском. На этой неделе прошло и заседание Совета главных конструкторов предприятий Свердловской области, то есть заработал фактически «генеральный штаб» по подъёму машиностроения в целом и каждого из его секторов в отдельности. И вот — совещание по станкостроению, которое принято считать локомотивом отрасли.
Картина сегодня безрадостная: в Свердловской области 158 тысяч единиц металлообрабатывающих станков и оборудования, из которых современным требованиям отвечают всего несколько тысяч.
— Остальное — металлолом, — жёстко выразился Эдуард Россель.
А затем призвал руководящие кадры всех предприятий станкостроения Свердловской области взглянуть на проблемы отрасли в целом и своих предприятий в частности с точки зрения того, что станкостроение в условиях современной России — стратегически важная отрасль, обеспечивающая безопасность государства.
Промышленность России вообще должна приобрести новый облик, и сегодня речь идёт о том, что предприятия станкостроения пора именно поднимать, как когда-то в период индустриализации. Но не потому, что они, что называется, лежат, хотя в условиях кризиса приходится с сожалением наблюдать и такое явление.
— Сегодня Свердловская область развивается в русле стратегии социально-экономического развития, рассчитанной до 2020 года, — сказал Эдуард Россель. — А в соответствии с ней машиностроение относится к высокотехнологичным отраслям промышленности.
И тут очень важно, отметил далее губернатор, что на всех совещаниях по вопросам машиностроения руководители машино- и станкостроительных предприятий понимают свою роль в этом деле государственной важности. Поэтому на всех вышеперечисленных совещаниях по этим проблемам говорят не о кризисе — здесь готовятся сделать технологический прорыв.
— В Свердловской области удалось сохранить и приумножить потенциал и машиностроения, и станкостроения, — с удовлетворением подчеркнул Эдуард Россель. — К настоящему времени он находится на таком уровне, при котором наши предприятия способны не только поднять технологический уровень, но и превзойти его.
Пример того, каким путём идти, — Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ», «дочка» которой — «Урал-Инструмент Пумори», принимала у себя участников совещания.
Свердловская «Пумори» — это фактически прообраз станкостроительного предприятия будущего. Производство устроено таким образом, что оно предоставляет инжиниринг, то есть помогает организоваться другим заводам буквально с нуля. Как? «Пумори» предоставляет главное — технологии и средства для их реализации, обучает персонал. Впоследствии же в комплексе всё, что предоставило клиенту, обслуживает.
Сегодня, к сожалению, парк станков в России — практически полностью импортный. И это понятно, поскольку мы отстали в этом лет на 30.
Конкурентами иностранным станкостроителям мы ещё долго не станем. Так что же нам делать?
— Начинать нужно с создания совместных предприятий, тем более что опыт по привлечению лояльных партнёров есть, — резюмировал Эдуард Россель. — А уже затем от отвёрточных технологий (имеется в виду, что пока иностранцы доверяют нам только сборку. — Авт.) перейти к частичному замещению комплектующих деталями собственного изготовления.
Губернатор совершенно точно понимает суть проблемы — это подтвердили в своих выступлениях все участники. Однако Эдуард Эргартович, как это часто бывает, смотрит ещё дальше.
— Нельзя ориентироваться только на потребности внутри региона, — сказал он. — Нужно думать о том, чтобы занимать рынки по всей стране, как это получилось с уральским локомотивом, например, или с инсулином. А чтобы быть конкурентными, кроме прочего, нужно думать и о дизайне вашего товара.
Эдуард Эргартович настойчиво рекомендовал заводчанам привлечь к работе студентов нашего, единственного в России, факультета промышленного дизайна Уральской архитектурной академии.
— Подумайте, директора, о том, чтобы его учащиеся в качестве дипломных работ выполняли задания предприятий, — посоветовал губернатор. — Таким образом вы поддержите студентов и в итоге получите уникальных специалистов.
К вопросу о подготовке кадров возвращались не раз.
— В области 240 тысяч студентов, есть из кого выбирать, — предложил губернатор. — Кстати, так и делают главные конструкторы наиболее успешных предприятий региона.
Инициатив звучало столько, что совещание продолжилось дольше запланированного. По поручению губернатора всё, о чём шла речь, внесли в итоговый документ, продолжением которого станет отраслевая программа: по аналогии с программой внутриобластной кооперации её подготовят в максимально короткий срок, уже в мае.
— В конечном счёте всё, что мы делаем — отливаем ли металл, строим дома или станки, — это для того, чтобы создать комфортные условия для наших людей, — сказал, завершая совещание, Эдуард Россель.