«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «Долевая яма»
Кризис обострил проблему обманутых дольщиков
Очередной громкий процесс по делу обманутых соинвесторов строительства жилья грозит разразиться в ближайшее время на Среднем Урале. На днях правоохранители обнародовали данные о скандально известной строительной организации «Уралстрой-1», на протяжении нескольких лет обманывавшей своих клиентов.
Застройщик путем мошеннических манипуляций умудрялся продавать оД
ни и те же квартиры сразу двум-трем владельцам. В деле фигурируют 50 человек, общий ущерб оценивается в миллиарды рублей. Что любопытно, часть обманутых дольщиков до сих пор продолжает верить владельцам строительной фирмы и надеется, что квартиры им вернут.
Безнадежно счастливые
Впрочем, это пример одной из классических мошеннических схем. Экономическая нестабильность ведет сегодня к увеличению числа застройщиков, которых шарлатанами в этом бизнесе никак не назовешь. Которые рады бы, но не могут выполнить в полном объеме обязательства перед клиентами по вполне объективным причинам.
Конечно, это проблема далеко ни одной Свердловской области. Неделю назад министр регионального развития России Виктор Басаргин в ходе заседания совета по вопросам жилищного строительства признал, что в условиях кризиса обострилась застарелая проблема обманутых дольщиков. Министр отметил, что в ближайшее время Минрегион совместно с.правоохранительными органами проверит объекты долевого строительства, в отношении которых возникли споры. «Уже сейчас мы вместе с Генпрокуратурой и Госдумой проводим работ)' в «ручном режиме» по вопросам застройки проблемных объектов долевого строительства и оформления необходимой документации».
Говоря о контроле, государство вовсе не намеревается компенсировать материальные затраты дольщикам, перед которыми по разным причинам не выполнили обязательства коммерческие фирмы. Что, в общем-то, вполне объяснимо, для этого никогда не хватит денег и самого богатого бюджета. Кроме того, возможность компенсации затрат обманутым дольщикам из государева кармана, как правило, вызывает вполне резонный вопрос у других налогоплательщиков: «А почему, собственно, мы должны оплачивать просчеты, а то и откровенную безалаберность тех, кто перед заключением миллионных сделок даже не удосужился посоветоваться с юристами или хотя бы внимательно прочитать договор?»
Широко известен курьезный случай, произошедший, правда, не в нашей области, когда дольщик подписал договор на покупку квартиры на шестнадцатом этаже, а при сдаче дом оказался пятнадцатиэтажным.
Кого испортил квартирный вопрос?
— Всегда необходимо внимательно читать договор, при необходимости, советоваться с юристами, — напоминает об этой прописной истине председатель Свердловского отделения Союза заемщиков и вкладчиков России Владимир Машков, — при этом, готовясь к «сделкам века», нужно внимательно следить за изменениями законодательства. Так, с недавних пор, по закону, разного рода фирмам «Рога и копыта» запрещено бесконтрольно собирать деньги с населения. Все договоры долевого строительства необходимо обязательно регистрировать в Регистрационной палате. Кроме того, сейчас готовятся поправки в законодательство. Они будут давать право региональным властям и муниципалитетам участвовать в жилищных схемах, в том числе более жестко контролировать процесс долевого строительства, — заключил эксперт.
И все-таки как быть тем, кто уже безвинно пострадал? Кто и бумаги вроде бы внимательно читал, и у юриста консультировался перед подписанием договора, но и его, несмотря на бдительность, сумели «развести». Ведь по статистике и по сей день каждая 15-я сделка на российском рынке недвижимости считается мошеннической. Тем более легко обмануться в сегодняшних условиях, когда ряд фирм не могут закончить строительство из-за кризиса.
Нулевой цикл
Эксперты советуют: в том случае, если застройщик срывает сроки сдачи дома, указанные в договоре, при этом явно прослеживается его корыстный умысел, необходимо обращаться в правоохранительные органы, в Союз заемщиков и вкладчиков. Тем более это необходимо сделать как можно скорее, когда уже известны факты двойной продажи квартир.
— В таких ситуациях важно, чтобы правоохранительные органы успели предпринять меры, не позволяющие застройщику вывести средства от продажи квартир, необходимо вовремя арестовать недострой, — отмечает депутат Свердловской областной думы Дмитрий Нис-ковских. — И дольщики смогут получить компенсацию. Тогда, возможно, их не постигнет участь обманутых соинвесторов, которые фигурировали в известном деле Борисова. Пока суд да дело, мошенник умудрился вывести средства в неизвестном направлении. И несмотря на то, что Борисов находится сейчас за решеткой, 23 человека, которых он попросту «кинул», остались ни с чем.
К слову, с тех пор прошло уже четыре года, и для некоторых из дольщиков уже истек срок давности, позволяющий им подать заявление в принципе. А, следовательно, и компенсацию им теперь получить сложнее вдвойне.
В целом в Екатеринбурге сегодня порядка 300 обманутых дольщиков. И, как отмечают в областной прокуратуре, сейчас в этом ведомстве создан список так называемых проблемных застройщиков, в него входят и те из строительных фирм, которые затягивают сроки сдачи явно из корыстного умысла, и те, что вынуждены это делать, исходя из резко изменившихся экономических условий.
Впрочем, и последний случай вовсе не означает, что соинвесторы строительства могут только с горечью смотреть на то, как возведение их дома неожиданно застопорилось чуть ли не на нулевом цикле.
— Дольщики по закону могут оформить право собственности и на объект незавершенного строительства, — отмечает Владимир Машков. — И это позволит им самим распоряжаться его судьбой, они могут его продать, достроить и т. д. По крайней мере это хоть какая-то гарантия того, что их деньги не растворятся бесследно.
В целом дела по обманутым дольщикам, как показывает практика, тянутся долго, доказать корыстный умысел, в силу бесконечной «текучки» руководящего состава мошеннических фирм-застройщиков и сложности самой цепочки оформления заказов на объект строительства, а также последующей продажи квартир, как правило, очень сложно. Еще сложнее проследить каналы, по которым мошенники в случае опасности уводят средства. Нельзя забывать и того факта, что застройщики, на которых в результате все-таки завели уголовное дело, как правило, сумели скопить на ниве своей деятельности немалые средства. Что позволяет им нанимать хороших адвокатов и влиять на ход следствия. А в отдельных случаях деньги дольщиков и вовсе позволяют им бесследно исчезнуть.