«МК Урал» и Евгений Потапов: «Пенсионеры не нужны?»
Каждый, кто хоть немного следит за политической жизнью страны, знает: тема пенсионеров — любимая тема всех политиков. Как только начинают разговаривать о повышении пенсий, об индексации, о каких-то льготах и доплатах для пожилых людей — жди очередного дня голосования.
Все «монетизации» и отмены льгот обычно проходят в межвыборный период, и правильно. Иногда (но, скорее всего, случайно) власть начинает показывать свое истинное лицо накануне избирательной кампании. Так было в нашей области, когда за месяц до муниципальных выборов пенсионеры стали оплачивать по льготным ценам проезд, хотя раньше ездили бесплатно. Пенсионеры мгновенно вспомнили обиды и на многих территориях проголосовали пустыми кошельками против партии власти.
Мизерные пенсии и смешные индексации, в абсолютном исчислении, это, к сожалению, реальность всего пост-советского периода строительства капитализма. Отчитываясь перед депутатами Государственной Думы 6 апреля этого года, премьер-министр Владимир Путин обронил интересную фразу, очевидно, подготовленную его аппаратом.
«Невозможно уже больше, с моральной точки зрения, концентрировать, скажем, ресурсы развития и при этом мириться с нищенским пенсионным обеспечением миллионов людей, с тем, что у нас по-прежнему есть пенсионеры, которые получают меньше 2 тыс. — 1950 рублей. Правда, это еще наследие прошлого, советского периода, когда в совхозах платили соответствующие деньги, но люди-то живут сегодня, и мы сегодня должны подумать о них».
«Невозможно мириться и должны подумать» — эти фразы бесконечно кочуют из одной речи в другую, из одной предвыборной программы в другую. Наверное, думают. Но есть старый канцелярско-бюрократический словесный трюк: «Должен, но не обязан».
Если «моральная невозможность» даже у лидера нации наступает после 8 лет президентства, что же ждать от других вертикально-интегрированных чиновников? У них, явно, надежды не на государственную пенсию.
Но, похоже, судьба приготовила пенсионерам еще один неприятный подарок.
Последние выборы демонстрируют тенденцию: пенсионеры перестают быть электоральной основой власти. Во-первых, их, голосующих, становится все меньше, во-вторых — они перестают верить.
Есть и еще один нюанс: в условиях постоянно снижающейся явки, а скоро она может оказаться ниже уровня формальной легитимности, власти нужно искать новые электоральные группы. Пожилые люди, пополняющие ряды пенсионеров сейчас, прошли десятилетия перестройки и уже поработали в условиях капитализма, и умеют считать деньги. Их тридцатипроцентой надбавкой на пенсию в две тысячи «на понт» не возьмешь.
И получается, что ресурсы развития будут вкладываться в новые группы, а пенсионеры будут финансироваться по остаточному принципу: придут хорошо, не придут — еще лучше, на всех не хватит.
Но как быть с теми, кто в советское время сеял хлеб или вкалывал на оборонных заводах за небольшую зарплату? Судя по всему, их окончательно списали за счет наследия, и в светлое будущее с собой не взяли.