«Коммерсантъ», Алексей Охлопков, Сергей Антонов и Николай Яблонский: «Кредиторы СМЗ пошли на мировую»
Среднеуральский метзавод может избежать банкротства
Среднеуральский металлургический завод (СМЗ, Свердловская область), на котором введена процедура наблюдения, получил шанс избежать банкротства. Как стало известно «Ъ», кредиторы предприятия приняли решение о заключении мирового соглашения, предусматривающего погашение его задолженности в течение года. Владельцы СМЗ пообещали, что возвратят долги за счет запуска производства и продажи непрофильных активов. По мнению аналитиков, на решение кредиторов повлияло желание получить живые деньги вместо имущества предприятия, которое в нынешней ситуации продать проблематично.
Как рассказала «Ъ» временный управляющий СМЗ Елена Клочко, решение о заключении мирового соглашения было принято 31 марта на собрании кредиторов. Она пояснила, что задолженность перед кредиторами – около 119 млн рублей — будет погашаться в течение одного года равными частями. «За такой вариант выступило большинство присутствовавших на собрании кредиторов, исключение составили лишь представители налоговой службы, которой получать задолженность в рассрочку не позволяет закон», — отметила она. По ее данным, владельцы завода намерены погасить долг за счет запуска производства (с весны прошлого года завод простаивал – «Ъ»), а также продажи непрофильных активов, которые она оценивает в 375 млн рублей. Отчет временного управляющего о результатах собрания кредиторов арбитражный суд рассмотрел вчера, отложив его окончательное утверждение на 8 апреля, так как согласно законодательству должно пройти не менее 5 дней с момента достижения договоренности о мировом соглашении.
Напомним, банкротство завода в апреле прошлого года инициировало его руководство, объяснив это высокой кредиторской задолженностью, которую СМЗ не в состоянии погасить. В суде представители СМЗ объяснили причины финансовых затруднений колебанием уровня цен на ферросплавы никеля и титана. Среди его кредиторов оказались: Уральский банк Сбербанка России, «Банк Сосьете Женераль Восток», ОАО «Свердловэнергосбыт», ООО «Урало-Сибирская металлургическая компания», ООО «Екатеринбургская торгово-промышленная компания» (входит в ЗАО «Русская медная компания»), «Гленкор Интернэшнл АГ» и так далее. Ранее в состав кредиторов завода суд также включал ООО «Серовский завод малой металлургии» (96,8 млн рублей) и ООО «Торговый дом «СМЗ»» (дочерняя компания СМЗ, 121,8 млн рублей), которые считаются аффилированными структурами СМЗ. Однако в середине октября по требованию ООО НПО «Арго» (долг СМЗ перед компанией — 5,5 млн рублей) и Сбербанка семнадцатый арбитражный апелляционный суд задолженность завода перед этими компаниями из реестра требований кредиторов исключил, так как «Торговый дом «СМЗ»» и Серовский завод малой металлургии не смогли доказать факт задолженности перед ними. Для остальных кредиторов это было важно, поскольку позволило им контролировать процедуру банкротства.
Вчера Всеволод Сердитов отказался от комментариев, сославшись на то, что необходимо дождаться решения суда. По словам одного из кредиторов СМЗ — директора ООО «Екатеринбургская торгово-промышленная компания» Сергея Шмелева, параметры решения собрания кредиторов ему еще не известны, однако такие условия мирового соглашения он поддерживает. При этом он сомневается, что завод сможет его исполнить за счет запуска производства. «Основной объем производства Среднеуральского метзавода составляют ферросплавы никеля, стоимость которого с прошлого года упала в 5 раз – с $50 тыс. до $10 тыс. за тонну, и перспективы остаются туманными», — отметил он.
По мнению отраслевых аналитиков, на решение кредиторов повиляла конъюнктура рынка. «Очевидно, что сейчас распродавать имущество металлургических заводов не выгодно, оно практически ничего не стоит, поэтому даже малую часть задолженности вряд ли удастся вернуть. Выходов из ситуации два: перевод акций завода на банки, либо реструктуризация долга. Банкам, которые являются основными кредиторами, конечно же, интереснее получать живые деньги, нежели долю в сомнительном активе», — пояснил аналитик ФГ «Уралсиб» Дмитрий Смолин. «Реструктуризация банковских долгов сейчас носит массовый характер. Отчасти в этом заинтересованы сами банки, так как иначе им приходится списывать такие кредиты в убыток и портить свою отчетность», — согласен с коллегой начальник отдела портфельного управления УК «Райффайзен Капитал» Игорь Кобзарь.