«МК-Урал» и Евгения Башкирова: «Операция «кооперация»
Новый антикризисный проект правительства Свердловской области
26 марта правительство Свердловской области презентовало программу развития внутриобластной производственной кооперации на 2009–2020 гг. — проект выхода из кризиса для региональных предприятий. Программа кооперации есть ни что иное, как призыв к взаимовыгодному сотрудничеству между хозяйствами региона.
Вклад в разработку проекта внесли областные чиновники и ученые. За основу был взят опыт кооперации в соседних регионах и иностранных государствах. По словам председателя правительства Свердловской области Виктора Кокшарова, новаторских идей в проекте практически нет, как выяснил корреспондент «МК-Урал» — это не единственный недостаток предложенной программы.
Кооперации не будет
Очевидная преграда формированию внутриобластной кооперации — неразвитость и неэффективность связей между предприятиями региона. Например, согласно экспертным оценкам, уровень внутриобластного кооперационного взаимодействия в машиностроительном комплексе Свердловской области колеблется от 12 % до 25 %. Притом, что только 66 % продукции производится с использованием связей с предприятиями соседних регионов и иностранных государств. Согласно идее проекта кооперации, региону необходима переориентация внешних кооперационных связей на внутренние. Однако процесс обеспечения этой переориентации, как следует из доклада первого заместителя министра промышленности и науки Свердловской области Юрия Зибарева, почти утопический: «становится ясно, что главная проблема, влияющая на уровень развития внутриобластной кооперации — низкая конкурентоспособность выпускаемой предприятиями области продукции».
— Более 50% потребности ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» — прокатные валки — в 2007–2008 гг. были поставлены с Украины в значительно дешевле, чем с соседнего Кушвинского завода, — приводит пример Юрий Зибарев — О каких кооперационных связях и ценовой политике можно вести речь?
Информационный
голод
Отсутствие координации и информационного пространства между областными хозяйствами — яркий показатель того, что кооперация на сегодняшний день не достижима: зачастую руководители предприятий не знают, что происходит на соседнем производстве.
— За несколько десятилетий призывов к углублению специализации и развитию кооперации министерство не далеко продвинулось в решении этой проблемы, необходимый уровень информационности не достигнут,— признается в своем выступлении министр промышленности и науки Свердловской области Анатолий Гредин.
Явную разобщенность предприятий области, а так же отсутствие общего контроля и мониторинга деятельности производства можно выявить и без комментариев экспертов.
Кризисные реалии
Сокращают шансы на успешную реализацию проекта кооперации и кризисные явления в экономике. Продукция областных предприятий находится в перманентной зависимости от роста цен на сырье и услуги. Объемы производства падают, а на предприятиях проходят массовые сокращения работников.
Устаревшие технологии, изношенность производственных фондов и архаичность структуры производства в целом, сопровождающиеся высокой изношенностью материала и энергоемкостью процессов — делают продукцию региональных предприятий нерентабельной в принципе.
Масла в огонь подливает и падение рубля по отношению к американскому доллару и евро: необходимая свердловским предприятиям импортная продукция дорожает, притом, что областные власти практически не реализуют проект импортозамещения.
Иными словами, для предприятий Свердловской области складывается ситуация «спасения утопающего», и в это время не до кооперации с соседями.
Нарушение закона и прав предпринимателей?
При детальном рассмотрении проекта программы облправительства возникает ряд неразрешимых вопросов. Основные из них: как заставить предпринимателей работать по принципам кооперации и как определить границы свободы предпринимательской деятельности.
В докладе министра промышленности и науки Свердловской области Анатолия Гредина звучит следующая мысль:
— В предположениях, поступивших от предпринимателей, красной нитью проходит мысль о необходимости принятия областного закона о производственной кооперации.
Из сказанного можно сделать вывод, что добровольно мобилизовать предпринимателей не удается, но есть возможность это сделать, подчинив их закону. В случае легитимизации кооперации, может возникнуть противоречие федеральному антимонопольному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункт первый которого гласит: «недопущения, ограничения, устранения конкуренции … органами государственной власти субъектов Российской Федерации…». Если правительство примет такой закон, то это создаст дискриминационные условия российским предпринимателям, находящимся вне Свердловской области.
По словам руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Татьяны Колотовой, если подобный закон будет принят, и власти закрепят за собой лишь информационные функции, то законодательных нарушений не будет. Если же в законе будут обозначены прямые указания, то это станет нарушением российского законодательства. Пока власти, для оправдания своих действий, оперируют статьей 13 того же закона: «Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий». Следовательно если закон примут, то он будет носить лишь рекомендательный характер, тогда в чем же будет его смысл?
Остается не ясным, почему директора предприятий — крупные бизнесмены, люди «поднявшие» заводы и фабрики, прекрасно знающие законы рынка до сих пор не оценили выгоду от участия в кооперации, и втягивать их в этот проект нужно почти насильно?
Лозунг есть, нет дела
Внутриобластная кооперация — не панацея, она рассматривается как одна из антикризисных мер, но явно запаздывающих: ее разработка началась в январе 2009 г, в то время как кризис пошатнул предприятия региона осенью 2008 г.
— Идея кооперации сама по себе хороша, — делится своими наблюдениями генеральный директор ОАО «Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов» Фарит Махмутов, — но она не будет работать без дополнительных усилий. От министерства нужен не просто лозунг, а принятие на себя организаторских функций.
Фарит Махмутов уверен, что у областного минпрома есть все необходимые ресурсы для этого, но оно ими не пользуется, соответственно возникает риск того, что очередная правительственная идея останется на страницах увесистой «Программы развития кооперации на территории свердловской области до 2020 года», и растраченными на бумагу бюджетными средствами.