Рынок расчетного обслуживания: место вакантно
На екатеринбургском рынке банковского расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц складывается уникальная ситуация. Благодаря осеннему кризису фактически освободилась ниша, ранее занимаемая наиболее высокотехнологичными расчетными организациями — «Северной казной» и Банком24.ру.
Их расчетные продукты как для физических, так и для юридических лиц считались одними из лучших в России, превосходя даже аналоги, разработанные крупнейшими федеральными банками. Их качество подтверждалось в том числе и высшими местами в различных независимых рейтинговых исследованиях.
И «Северная казна», и Банк24.ру в октябре 2008 года столкнулись с резким оттоком средств с вкладов и расчетных счетов. Следствием этих действий стал кризис ликвидности, проблемы с возвратом заемных средств и потеря обоими банками самостоятельности. И «Северная казна», и Банк24.ру были санированы московскими финансовыми структурами. В результате этих процессов обе кредитные организации фактически утеряли свои позиции в качестве ведущих расчетных банков.
«Одним из итогов первой волны банковского кризиса стало то, что два банка, лидирующих в сегменте расчетного обслуживания в части качества и оперативности осуществления расчетов в Екатеринбурге и Свердловской области, каждый по своим причинам эти позиции либо уже утратили, либо, по всей видимости, утратят», — подтвердил заместитель генерального директора, директор УФ ИК «Аккорд-Инвест» Константин Селянин.
«После того как лидеры регионального рынка расчетного обслуживания утратили свои позиции, эта ниша фактически осталась пустой», — отмечает заместитель генерального директора по корпоративному консалтингу ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.
При этом, несмотря на схожесть причин, пути утери рыночных позиций оказались различными.
Санатор «Северной казны» — ОАО «Альфа-Банк» — изначально поставил перед собой задачу в кратчайшие сроки полностью превратить свое уральское приобретение в собственное структурное подразделение. Этот процесс, осуществляемый на протяжении последних 4 месяцев, включает в себя полную замену всего продуктового ряда «Северной казны» на разработки Альфа-Банка. Такая унификация является обычным процессом при поглощении кредитных учреждений и обеспечивает единообразие работы банка во всех регионах страны.
Одним из следствий этого процесса стал и постепенный отказ от уникальных расчетных систем «Северной казны». Несмотря на то, что менеджмент Альфа-Банка признал, что по ряду параметров они превосходят их собственные разработки, было принято решение постепенно вывести их из эксплуатации и заменить собственными разработками. Высокая технологичность фактически была принесена в жертву универсальности. С точки зрения банковской структуры федерального масштаба, такое решение, по всей видимости, выглядит оправданным.
«Северная казна» очень долго и планомерно позиционировала себя как банк, способный быстро и качественно организовать расчеты; здесь они были безусловным лидером. Для Альфа-Банка иные приоритеты: это надежность, это кредитование промышленного сектора. Их в меньшей степени интересуют направления по физическим лицам, малому и среднему бизнесу», — пояснил К. Селянин.
Впрочем, многие клиенты «Северной казны», привлеченные в банк в первую очередь удобством расчетного обслуживания, не разделяют этой точки зрения нового руководства кредитной организации. Уже сейчас наблюдается процесс отказа от обслуживания на новых условиях и по стандартам, предлагаемым Альфа-Банком. Многие клиенты банка находятся в поиске альтернативных вариантов расчетного обслуживания, сопоставимого по качеству с тем, что было в «Северной казне».
Банк24.ру столкнулся с проблемами иного рода. Его санатор — банковская группа «Лайф» — позволил екатеринбургской кредитной организации развивать собственный продуктовый ряд, в том числе и расчетные системы. Но, несмотря на это, можно говорить о том, что банк фактически утерял свое место на рынке и вместе с ним — 66% средств клиентов. По словам председателя Правления ОАО «Банк24.ру» Сергея Лапшина, объем средств на расчетных счетах, размещенных в кредитной организации, снизился в три раза — с 1 миллиарда 800 миллионов рублей до 600 миллионов рублей.
Причиной этого стали репутационные риски, связанные с поведением банка в кризисной ситуации. Столкнувшись с оттоком ликвидности и отсутствием резервов для её поддержания, руководство банка фактически прекратило проведение операций по счетам своих клиентов — как физических, так и юридических лиц. В определенный момент все расчетные счета оказались заблокированными. Банк24.ру был отключен от операционной системы Центрального банка и выведен из системы межбанковских платежей. В результате многие клиенты банка понесли серьезные финансовые и репутационные потери. Самой распространенной проблемой стали штрафные санкции и разрыв контрактов из-за не прошедших вовремя платежей.
Результатом стал массовый отток средств в декабре 2008 года. Как только счета были разблокированы в результате санации, клиенты банка поспешили изъять с них свои средства. Только в декабре 2008 года с расчетных счетов было выведено 732 миллиона рублей. К 1 января 2009 года объем средств на них составлял всего 283 миллиона рублей — в 6 раз меньше, чем в сентябре 2008 года.
«Банк24.ру был на грани отзыва лицензии, прекращал проведение платежей, достаточно долгое время их задерживал. При том, что в организации расчетного обслуживания банка ничего кардинально не поменялось, произошедшие события очень сильно повлияли на восприятие клиентов кредитной организации, сказались на имидже банка», — отметил Константин Селянин.
Фактически, сейчас банку приходится заново выходить на рынок, медленно возвращаясь к утраченным позициям. Главным препятствием на пути его реализации могут стать репутационные издержки. Дело в том, что многие клиенты банка возлагают персональную вину за сложившуюся ситуацию на топ-менеджмент, который не был сменен с приходом новых собственников. Вместе с тем новый председатель Совета директоров Банка24.ру Ярослав Алексеев полагает, что группа «Лайф» оценила и приняла все связанные с этим риски.
Таким образом, ниша высокотехнологичного расчетного обслуживания фактически остается незанятой. Несколько тысяч клиентов, привыкших к определенному уровню обслуживания и сервиса, сейчас находятся в ситуации поиска кредитной организации, которая могла бы предоставить им продукты требуемого качества. Можно предположить, что ниша эта останется пустующей недолго, ведь речь идет о возможности оперировать миллиардами рублей.
Такая ситуация предоставляет многим региональным банкам уникальный шанс резко изменить свою долю на рынке расчетного обслуживания. По словам Константина Селянина, на роль лидеров в сегменте расчетного обслуживания могут претендовать как региональные банки, так и федеральные игроки.
«Преимущество в этой ситуации получат те банки, у которых уже есть технологически развитая и клиентоориентированная расчетная система, а также те, кто готовится к выпуску таких продуктов в ближайшее время. Большое значение будет иметь и кампания по продвижению. Такие ресурсы имеют только крупные региональные и федеральные банки. Думаю, у них будет определенное преимущество», — полагает Дмитрий Земеров.
«Но во время кризиса это делать достаточно рискованно. Выстраивание самой системы расчетного обслуживания, позиционирование, реклама — это достаточно большие затраты. Но когда ситуация успокоится, я думаю, обязательно найдется банк, который будет на эту нишу претендовать», — считает Константин Селянин.
Будет ли эта ниша разделена между несколькими участниками рынка или достанется одному игроку, вышедшему с уникальным предложением, покажет время.