В Екатеринбурге в Доме кино прошло празднование Международного дня анимации. В честь этого состоялась презентация короткометражных работ Студии анимации Инновационного культурного центра, а также документального фильма об уральской мультипликации. Авторы одной из представленных работ использовали образ Шигирского идола и его возможную роль в финно-угорских мифах.
Идол расправил плечиМероприятие началось с демонстрации фильмов детских групп студии анимации «Плохая идея», «Не с той ноги», «Друзья со стола». Далее зрители познакомились уже со взрослыми работами — «Валенки Бажова», «Про щелпов», «Невьянская башня», «Шигирская байка». Завершился праздник показом документального фильма «Тайны Уральской анимации 2. По следам Свердловских кинолюбителей 60-е».
Отметим, что в одном из мультфильмов, «Шигирская байка», авторы задействовали образ Шигирского идола. По сюжету короткометражки, обычный русский мастер попадает в древние языческие времена и тут же оказывается в центре борьбы между добрым и злым духами. В ходе этого противостояния главному герою удается установить Шигирского идола, который вместе с похожими идолами помогает держать небо, что позволяет прогнать злого духа, а благодаря этому человечество может двигаться дальше.
«Незаслуженно обойденный вниманием артефакт»Режиссер мультфильма Диляра Сильницкая рассказала, что в нем использовалась 2D-анимация. Но, по словам заслуженного художника Российской Федерации Сергея Айнутдинова, у аниматоров есть также 3D-модель древнего артефакта. Художник работает в Инновационном культурном центре художественным руководителем студии анимации. Много лет он режиссировал мультфильмы для Свердловской киностудии. Под авторством С. Айнутдинова вышли такие работы, как «Аменция», «Белка… и Стрелка», «Шуточный танец». Также он участвовал в создании мультфильмов в рамках серии «Гора самоцветов».
Вместе с Д. Сильницкой С. Айнутдинов рассказал УрБК подробнее об опыте работы с Шигирским идолом.
— Как появилась идея поработать именно с этим памятником? Сергей Айнутдинов: Она давно у нас была. Мы считаем, что это незаслуженно обойденный вниманием артефакт, который является уникальным явлением не только у нас, но и в мире. О нем очень мало говорится. Если выражаться сленговым языком — никто не пиарит его.
Диляра Сильницкая: Мне предложили сценарий, который был написан Надеждой Корпусовой и Сергеем Айнутдиновым. Существует цикл фильмов об этих уральских брендах, достопримечательностях. Мне предложили взяться за один из них как художнику-постановщику. Сценарий основан на финно-угорском мифе о том, что земля и небо как два блина.
И надо было рассказать о Шигирском идоле. Что мы можем о нем рассказать? Ничего, кроме того, что он старше пирамид и был найден под Кировградом. Поэтому я отправила своего главного героя во времена праотцов, где и получилась реконструкция этого мифа.
— Какие технологии применялись, чтобы воспроизвести образ Шигирского идола? Диляра Сильницкая: 3D-модель — это отдельная песня. Сейчас идола разрабатывают отдельно как 3D-персонажа, но ко мне это не имеет отношения. Мы просто брали образ и рисовали (для «Шигирской байки» — прим. ред.).
Сергей Айнутдинов: Мы сделали фотографии идола, потом встроили все это в 3D. По технологии, которая у нас есть, все нужно делать, начиная с 3D. Потом там все дорабатывается в программе. Далее используется технология захвата движений, где применяются датчики.
Готовимся перейти немного на другой технологический уровень. Может, он художественно в чем-то будет хуже, потому что это видно сразу на экране, что он в 3D сделан. Но, с другой стороны, если у нас все получится, история придумается, можно будет сделать какой-то маленький фильм. Попробовать сериальную продукцию наладить, чтобы все узнали, что у нас есть Шигирский идол.
— То есть у вас есть полноценная 3D-модель Шигирского идола? Сергей Айнутдинов: Она, может быть, чуть-чуть искажена, но в целом да. Ее не так сложно сделать на самом деле — он же простой с точки зрения изготовления в 3D. Нужно хорошее знание программ. Хороший трехмерщик с опытом работы легко выполнит то же самое.
Под вопросом все остальное, связанное с движением, историей, — там надо уже думать, какие пропорции использовать, где соврать, а где использовать масштаб один к одному.
— Как вы считаете, где-то еще можно использовать образ Шигирского идола? Например, в символике или сувенирной продукции? Сергей Айнутдинов: Смотря как дизайн сделать, но это возможно. Но это образ не совсем добрый. Это все-таки язычество чистой воды. Многим может не понравиться. Надо как-то аккуратно все обойти, прямолинейно не получится.
Диляра Сильницкая: Это же такая реликвия, которая старше египетских пирамид. Как можно преуменьшить ее значение? Жаль, что это языческое наследие утеряно, тогда же ни письма, ничего не было. Даже у сказок корни лежат в тех временах, просто они уже адаптированы. А все языческие мифы, они архетипичны.
Но мы очень мало знаем о Шигирском идоле, и вот так брать и использовать где-то я бы, наверное, не стала. Нужно поэтапно рассказывать о нем. Если это раскручивать, то нужно понимать, что это туристически привлекательный объект.
В центре вниманияДобавим, что Шигирский идол в последнее время неоднократно попадал в центр новостной повестки. Весной 2021 года в самой влиятельной газете США The New York Times вышла большая статья, посвященная ему. Авторы материала «Как старейшая в мире деревянная скульптура меняет древнюю историю» рассказали о происхождении и исследованиях артефакта.
Летом в газете «Вечерний Екатеринбург» древней скульптуре была посвящена отдельная публикация, где рассказывалось об обнаружении этой исторической находки и способах определения ее возраста.
Фото с сайта Свердловского областного краеведческого музея и из группы «ВКонтакте» ДОМ КИНО / Екатеринбург