Среди разных типов корпоративных некоммерческих организаций особой популярностью пользуются союзы и ассоциации. Они формируются в результате совместного сотрудничества физических и юридических лиц в пределах добровольного или обязательного членства. С целью защиты подобных объединений и отстаивания их интересов проводится регистрация ассоциации. На сайте
https://www.germiona.com/registratsiya_associacii.html описан подробный алгоритм подобной процедуры.
Типы ассоциацийВ статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации выделено несколько типов союзов и ассоциаций:
— профсоюзы (предусматривают участие общественных организаций и кооперативов);
— палаты торгово-промышленного комплекса;
— комьюнити нотариусов и работодателей;
— саморегулируемые организации (СРО).
В отличие от других некоммерческих организаций, ассоциации имеют ряд гражданских обязанностей и прав, соответствующих их типу и целям. В законодательстве РФ отсутствуют строгие определения терминов «союз» и «ассоциация», поэтому разделить их на две отдельные группы крайне сложно.
Под СРО подразумевается организация, объединяющая все объекты предпринимательской деятельности. В нее могут входить предприятия с единой производственной отраслью или одной предоставляемой услугой. СРО создаются с целью повышения качества услуг и товаров за счет саморегулирования членов объединения.
Важные юридические нюансыДля регистрации ассоциации нужно учитывать широкий список требований и стандартов со стороны государства:
— зарегистрированное название союза должно в точности соответствовать специфике работы, которая им ведется;
— в наименовании должны присутствовать слова «ассоциация или «союз» в начале фразы;
— для организации объединения требуется не меньше двух учредителей, которыми могут быть как юридические, так и физические лица;
— главным учредительным документом является устав;
— деятельность ассоциации контролируется общим собранием членов — главным органом управления.
Регистрация ассоциацииЛегальная работа ассоциации возможна только после прохождения процедуры государственной регистрации. Осуществить это можно через территориальный орган Министерства юстиции, предоставив нужный пакет бумаг, а именно:
— сформированный устав;
— форму Р11001, заполненную и заверенную территориальным нотариусом;
— подробные сведения об учредителях;
— гарантийное письмо и свидетельство о праве собственности;
— подтверждение уплаты пошлин для государства (согласно последним сводкам за 2021 год, размер взноса составляет 4 тыс. руб.);
— протокол с подписями учредителей.
Для исключения штрафных санкций необходимо предоставить полный пакет документов в течение 3 суток с момента первого собрания. Существует несколько способов подачи документов:
— лично в руки представителю Минюста;
— через поверенное лицо в Министерство юстиции;
— почтой России.
В последнем случае потребуется включить в бандероль все документы с подробной описью. Процесс рассмотрения документов занимает около 5 рабочих суток. По истечению этого времени они передаются в налоговую службу (ФНС).